Для меня Беларусь всегда была страной детства. Мои предки по маминой линии из Гомельской области, то есть я на какую-то часть тоже беларус. Там жили и живут мои родственники и именно туда меня много лет подряд отправляли к бабушке на лето. Я играл с пацанами во дворе, делал вылазки в воинскую часть расположенную по соседству (забор был прямо напротив дома, а за ним до горизонта стояли грузовики и другая техника законсервированная на случай войны с НАТО), ходил в лес, на речку, купался на озере и вообще проводил время так, как и должен его проводить любой нормальный подросток. Это был мир без какой-либо агрессии или насилия, где никто никого не боялся. Даже дворовые драки случались очень редко и обычно заканчивались нелепой возней в пыли (мы гордо считали, что это борьба) и быстрым миром. Для сравнения, в родном Ленинграде/Петербурге меня несколько раз довольно жестоко избивали просто за то, что я зашел не в тот двор.

Потом бабушка умерла, я вырос, поступил в университет, бросил его, нашел работу, девушку и интересы стали совсем другими. Несколько раз ездил в Гомель уже на своей машине и дивился тому, как удивительным образом смог сохранится мир из моего детства. Флаг почти БССР над государственными учреждениями, советские панно в парках и на зданиях, памятник Громыко в сквере, молодожены у вечного огня и вечерние телевизионные новости с советским задором вещающие о количестве произведенных комбайнов, надоях скота и центнерах с гектара. Даже те же самые магазины, куда посылала меня в детстве бабушка, находились на тех же самых местах и даже запах в них был тот же. Питер к тому времени стал совсем другим городом, а вот Гомель словно замер где-то в прошлом. В таком понятном, стабильном и уютном, где небо голубее и есть настоящий пломбир. Город, конечно же, покрылся иномарками, тротуарной плиткой и пластиковыми окнами, но в остальном оставался тем, чего ты не видел уже много лет, о чем уже почти забыл, но что удивительным образом все еще существует.

Прошли годы, я женился, занялся бизнесом, потерял бизнес, переехал в США, жизнь снова радикально изменилась и я даже стал забывать названия питерских улиц. Что там говорить про страну из детства.

На днях открыл новости начал стал вспоминать. Вспомнил и улицы, и места где бегал с друзьями, и даже посмотрел все это на Яндекс-панорамах (на гугл-стритвью Беларусь выглядит так же, как и Северная Корея, то есть данных просто нет). Изменился и Гомель и страна, где он находится. Она больше не похожа на мир моего детства. Она совсем другая и в ней живут другие люди, которым не нужны все эти атрибуты прошлого, словно якорь висящие на их шее и тянущие назад.

Им не нужен усатый человек узурпировавший власть, живущий уже много лет в своем выдуманном мирке и совершенно, как мне кажется, сошедший от этого с ума, но делающий вид, что он нормальный. Зная беларусов с детства я только могу представить, как надо было достать этот мирный и очень спокойный народ, чтобы они стали сопротивляться. Особенно после того, как много лет любые протесты и любая оппозиция жестко подавлялись. Когда-то Лукашенко казался мне этаким милым архаизом, осколком из прошлого, сильной и хозяйственной рукой наводящий порядок в собственной стране. И не зная Беларусь изнутри с этим было сложно спорить, особенно когда ты покидали полуразрушенную Псковскую области и въезжал в живую Витебскую. Пропадал борщевик, пропадали разбитые дороги и заброшенные колхозы. Вместо этого были засеянные до горизонта поля, стада коров бредущие вдоль дороги, гудящие тракторы и комбайны, скучные, но очень ухоженные городки и постоянная кипучая деятельность. При этом, правда, тебя на каждом углу нагоняло советское прошлое в виде магазинов и госпредприятий работающих с перерывом на обед, почти полного отсутствия малого бизнеса и нормальной инфраструктуры. Но для туриста это все экзотика, а как оно там живется беларусам мне было не очень понятно. Те немногие, кто не уходили от темы и жаловались, делали это исключительно шепотом и оглядываясь. Тогда я не очень понимал, почему.

Происходящее в последние дни для меня окончательно сорвало маску с мерзкого усатого лица. Уверен, что вы все это давно уже знаете, но у нас, далеких географически и политически, были видимо еще какие-то иллюзии насчет хотя бы относительной цивилизованности власти. Теперь их нет. Вместо хитрого хозяйственника я вижу обычного тирана насилующего собственный народ и страну на которую ему совершенно наплевать. Все эти толпы силовиков вышедших против собственных граждан, которые ничего не сделали кроме как показали, что они не согласны с тем цирком, что официально назвали выборами. Озверевшие омоновцы, светошумовые гранаты, резиновые пули, массовые аресты и жесточайшие избиения всех подряд, включая журналистов. Все это ничем не мотивированное кроме удержания власти насилие не породит, к сожалению, ничего другого кроме еще большего насилия. Рубикон пройден и чем бы все не закончилось, Беларусь уже никогда не будет прежней.

Желаю беларусам устоять и, наконец, вернуть себе свою страну. Усатой мрази и тем, кто сейчас избивает своих граждан место в тюрьме. Держитесь! Я очень хочу чтобы у вас все получилось. Должны же у этого треклятого года быть и хорошие моменты. Жыве Беларусь!

Рисунок Нікіта Тітов (https://www.facebook.com/nikitavltitov)