Искал в архиве Колумбийского университета планы этажей многоквартирных домов Верхнего Вест-Сайда, а нашел вот это – нотные сборники выпущенные в СССР в 20-х годах прошлого века с совершенно потрясающим дизайном обложек и неожиданными иностранными названиями. Помимо марша физкультурников, марша “Буденный” и прочих рабоче-крестьянских музпроизведений, удивительным образом нашлось очень много американской музыки: джаза, блюза, фокстрота и чарльстона.

Так как музыка уже тогда была классово враждебной и настраивала своих слушателей на что угодно, кроме выполнения планов пятилетки и строительства коммунизма, то ко многим сборникам имеется специальное предисловие, где подробно рассказывается о народном происхождении музыкальных произведений, и о том, что в ритмах и мелодиях негритянского блюза слышны нежность и печаль овладевшую рабами-неграми, когда они сравнивали свое положение с рабством евреев в Египте.

Очень скоро НЭП закончится и на смену придут совершенно другие мелодии, а потом и фраза “Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст”.

.

Еще мне понравилась “Колыбельная” с мавзолеем на обложке. Особенно хороши строки про Ильича в гробу:

Спи сыночек маленький, голубочек сизенький
Ты гудочек не гуди, ты малютку не буди

Мой сыночек подрастет, сам на фабрику пойдет
Труд научишься любить, будешь жизнью светлой жить

Сам узнаешь сколько слез, старый мир с собой унес
Будешь знать в какой борьбе, счастье добыто тебе.

Под кремлевскою стеной мавзолей стоит большой
Там Ильич в гробу лежит, счастье мира сторожит

Нас беда не устрашит, верный сторож нас хранит
Спи сыночек почивай, спи малютка баю бай.

Климентий Корчмарев. Колыбельная.
Для высокого голоса с сопровождением фортепиано.
Москва, 29 ноября 1924 года.

P.S. Как-то никогда не задумывался, а недавно прочитал, что “доброму дедушке Ленину”, про которого нам так много рассказывали в школе, на момент смерти было всего 54 года.