Удивительное дело, но когда-то умение плавать не было столь массовым явлением, как сегодня. Еще в конце 19-го века среднестатистический американец упавший в воду, скорее всего, был обречен утонуть просто потому, что совсем не умел не держаться на воде. Вы видели старые пляжные фото? Никогда не задумывались почему большинство сидит на берегу, а в воде стоят столбы с прибитыми к ним веревками?
Купание на Кони-Айленде, Нью-Йорк, 1904 год. Фото с сайта shorpy.com
15 июня 1904 года от пристани в Нью-Йорке отошел большой колесный пароход “Генерал Слокам”, названный в честь американского генерала времен Гражданской войны Генри Уорнера Слокама. Пароход был зафрахтован евангелистской церковью Святого Марка для того, чтобы отвезти на ежегодный пикник женщин и детей из большой немецкой общины Нью-Йорка. В тот злополучный день на его борту было 1342 пассажира.
Через полчаса после отплытия на судне случился пожар. Полагают, что причиной была непотушенная сигарета. Пламя быстро охватило несколько помещений, но команда не предприняла никаких усилий по локализации огня. Когда 10-летний мальчик сообщил капитану, что на судне пожар, тот ему просто не поверил. Спустя 10 минут, когда капитан, наконец, понял, что пароход горит на самом деле, а не в фантазиях мальчика, было уже слишком поздно. Тут же им была допущена еще одна ошибка, ставшая впоследствии роковой. Вместо того, чтобы направить горящий пароход к ближайшему берегу, капитан продолжил движение по ранее проложенному курсу навстречу ветру, что лишь усилило пламя бушевавшее на борту. Впоследствии именно этих минут не хватило для того, чтобы дотянуть до суши, а потушить пожар к тому моменту уже не было никакой возможности.
Пламя стремительно распространялось по деревянным надстройкам корабля. Судовладелец совершенно не заботился о техническом состоянии “Генерала Слокама”, в результате чего пожарные магистрали проржавели и не работали. Спасательные жилеты, которые изначально были произведены с нарушением технологии, просто разваливались в руках, а спасательные лодки заклинило и их не могли спустить на воду. Пожар быстро распространялся по судну и мужчины начали прыгать за борт, чтобы вплавь добираться до ближайшего острова, который находился всего в нескольких сотнях метров от горящего судна. Женщины же с отчаяньем смотрели на то, как огонь пожирает каюту за каютой, но прыгали лишь тогда, когда не оставалось никакой надежды спастись от огня. Кто-то пытался завернуть в жилет ребенка и потом наблюдал, как тот тонет. Другие прыгали сами. Прыгали и тут же тонули. Даже те, кто немного умел плавать все равно тонул. Плотные длинные женские платья намокали в воде и тянули несчастных на дно. В руках они сжимали кричащих от страха детей. Пациенты и персонал госпиталя, рядом с которым сел на дно пароход. проявили чудеса героизма выстроившись в цепь и доставая из воды жертв кораблекрушения. К несчастью, спасти удалось немногих.
В спокойную погоду, в тихих и теплых водах залива, в близости от берега (до него было 350 метров) погиб 1021 человек. Гибель “Генерала Слокама” стало самой большая трагедия в истории Нью-Йорка до событий 11 сентября. Виной всему была, конечно же, халатность судовладельца и ошибки допущенные капитаном, но если бы пассажиры просто умели плавать, то жертв было бы гораздо меньше.
Несмотря на масштабы трагедии и то, что были арестованы девять человек, включая капитана Ван Шаика, двух инспекторов и все руководство пароходной компании “Никебокер”, которая владела пароходом, осужден был только стрелочник, коим назначили капитана парохода. Он получил 10 лет, отсидел в Синг-Синге всего 3 и вышел в декабре 1912, получив помилование от тогдашнего президента Тафта. В 1912 году, Карл! Ничему люди не хотели учиться. Газета “Нью-Йорк Таймс” написала, что одним из уроков, которые общество должно извлечь из этой ужасной трагедии, должен быть урок плаванья. Каждая женщина и девушка в Нью-Йорке должна научиться умению плавать в воде.
Передовица газеты Нью-Йорк Трибьюн со статьей о гибели парохода. Капитан Ван Шаик слева в фуражке.
Трудно поверить, но до начала 20-го века многие в Америке искренне считали, что женское тело просто не приспособлено для плаванья. Одним из распространенных в то время стереотипов был тот, что мужчина предрасположен к атлетизму, а женщина нет. И то, что плаванье это спорт для сильных и выносливых, коими слабый пол не является. Другие понимали, что проблема не в половых различиях, а в чем-то ином: не так много женщин имело доступ к обучению плаванью, к тому же сильно мешал женский купальник, который был обычным платьем, которое намокало, сковывало движения и если как-то и помогало двигаться в воде, то только в сторону дна. Поэтому на пляже не купались а просто барахтались в воде, держась за веревки прибитые к столбам. Если кто-то и плавал, то это были, как правило, мужчины.
Инструктор по плаванью (похожий на Николу Теслу) и девушка в купальнике той эпохи. Мидланд-Бич, Нью-Йорк, 1898 год.
Тут давало о себе знать наследие Викторианской эпохи, в которой любая женская нагота была табуирована, а сами женщины вели раздельное существование с мужчинами, начинавшееся со школьной парты (точнее с раздельных школ для девочек и мальчиков) и заканчивая такими бытовыми вещами, как купание, которое, в общем, и купанием в нашем сегодняшнем понимании этого слова и назвать-то было нельзя. Женщины проводили время в специальных купальнях, которые частенько строили прямо на пляже. Это были закрытые заведения по типу современных бассейнов, куда поначалу не пускали мужчин. Женщины купались полностью одетыми: в платьях, чулках, туфлях и чепчиках. Пляжи существовали, но тоже часто были сегрегированы по половому признаку.
Мужское отделение купальни Sutro Baths в Сан-Франциско, 1907 год.
Ситуация начала меняться вместе с изменениями в самом обществе. 19 поправка к конституции, принятая в 1919 году и давшая женщинам избирательное право, сильно изменило стиль их жизни и открыла многие закрытые до этого момента двери. Изменилась и мода, которая перестала быть столь категоричной к дизайну женского купального костюма. На смену платьям из плотной ткани (чтобы не просвечивало, когда намокнет) со вшитыми в подол грузами (чтобы не всплывало) и закрывавшим тело до пят пришли привычные нам купальники. Немного робкие вначале, с чулками и панталонами, они быстро сократились в размерах и уже к 30-м годам прошлого века и стали напоминать облегающие платья с миниюбками. Эти изменения в моде консервативное американское общество не всегда принимало легко. В некоторых городах женщину в слишком откровенном, по меркам того времени, купальнике могли выгнять с пляжа, оштрафовать и даже арестовать.
Арест девушек за появление на пляже в неподобающем купальном костюме. Чикаго, 1919 год.
Изменение дизайна женского купальника с 1875 по 1927 год.
Вместе с оголением тела пришла и ценность на него. Мужчины начали оценивать женщин не по поведению и умению поддерживать светскую беседу, а по формам, которые стали напоказ. Само же купание, наконец, стало становиться общедоступным. В Нью-Йорке и окрестностях стали обустраивать городские пляжи со спасателями и общественные бассейны, где уже не существовало никакого гендерного разделения.
Устройство для спасения жизни на воде, 1922 год.
Увлечение плаваньем если и не стало массовым, то уже точно не было лишь исключительно мужской прерогативой. Правда, доступными все эти блага стали исключительно только белому населению. Черных в бассейны либо не пускали совсем, либо разрешали доступ всего на несколько часов в неделю. В итоге, тем доставалась лишь радость купания на пляжах без спасателей, да под струями пожарных гидрантах. Многие черные американцы пытались прорваться в бассейны даже не ради занятий плаванием, а для того, чтобы хоть как-то спастись от летней жары, но получали жесткий отпор со стороны белых посетителей. Такое положение дел иногда приводило к открытым столкновениям и даже массовым беспорядкам.
Городской бассейн вывесил табличку “вход только для членов”, чтобы не пустить внутрь жителей черного квартала.
Группа белых сегрегационистов нападает на черных, которые решили искупаться на пляже городка Сент-Огастин, Флорида, 1964 год.
Белые женщины бьют ногами упавшую в воду белую сторонницу десегрегации на пляже Сент-Огастин, Флорида.
Полиция охраняет группу черных и сторонников десегрегации от разъяренной толпы. Сент-Огастин, Флорида.
Если вы думаете, что сегодня проблема ушла, то вы ошибаетесь. Она, вне всякого сомнения стала меньше, но и сегодня люди продолжают тонуть. Гибель на воде пятая из самых распространенных причин внезапной смерти среди взрослых в США и вторая среди детей от года до 14 лет. Утопленники тут идут сразу же за жертвам автомобильных аварий. 80 процентов из них составляют мужчины. Причем большинство из них черные. Дети в возрасте от года до 4-х лет находятся в повышенной группе риска. Причинами могут быть не только неумение плавать, но и пренебрежительное отношение к правилам безопасности на воде, отсутствие спасательного жилета и контроля со стороны взрослых, а так же отсутствие ограждений вокруг бассейна на заднем дворе, что очень часто приводит к смертности среди самых маленьких детей.
Согласно данным USA Swimming Foundation около 70% черных, 60% латиноамериканских и 40% белых детей не умеют плавать. Причиной тому отсутствие доступа к оборудованным пляжам и бассейнам, культурные факторы и даже страх к воде, который сформировался за несколько поколений. Пишут, что до Гражданской войны перевес в умении плавать был на стороне черных. Большинство афроамериканцев умело плавать, а большинство белых нет. Дело в том, что многих завозили в качестве рабов из прибрежных районов Африки, где умение плавать было навыком имевшимся у большинства населения. За годы рабства, а потом расовой сегрегации это умение передававшееся из поколения в поколение было утрачено. К воде у них выработался страх. Реалии таковы, что сегодня на нью-йоркских пляжах очень мало черных. Загорать им не нужно, а купаются они не любят. Говорю это вам, как человек ходивший на пляж в черном районе в течении 5 лет.
Минутка саморекламы. Это тоже важно 🙂 Я занимаюсь индивидуальными экскурсиями по Нью-Йорку и специализируюсь на всяких нетуристических местах и маршрутах. Пишите на samsebeskazal@gmail.com если вдруг собираетесь в Нью-Йорк и вам интересно посмотреть на него с разных сторон, а не только с той, которая описана во всех путеводителях. Я не покажу вам Таймс-сквер, Уолл-стрит и Статую Свободы, зато покажу массу другого не менее интересного.
Мой Facebook, куда я пишу каждый день: фотографии Нью-Йорка, посты о его истории, ссылки на интересные события.
Мой канал на youtube, куда я выкладываю видео. Часть из них попадает в блог, а часть доступна к просмотру только там.
Мой Flickr для любителей смотреть картинки без подписей. Почти все фото для моего журнала лежат там.
Мой Инстаграм, куда выкладываю то, что не попадает ни в одну категорию выше. К счастью, вы не найдете там ни моей еды, ни селфи. Один только Нью-Йорк.
Чума
<script>alert (1)</script>