Всю жизнь почему-то считал сгущенку исключительно советским продуктом. Она была своей родной, из детства с горячими бабушкинами блинами и оладьями. Она была такой же советской, как пионерия, дедушка Ленин, самолеты “Ту” и универсам с большой неоновой буквой “У” на углу Ударников и Индустриального, в котором никогда ничего не было. Образ рухнул в тот самый момент, когда я купил банку сгущенки в американском супермаркете. К моему большому удивлению оказалось, что она ничуть не хуже советской. Я полез гуглить и оказалось, что сгущенку, как и многое другое, придумали капиталисты, а ее родиной можно смело считать штат Нью-Йорк.

Американская сгущенка из моего холодильника.

Пишут, что первым придумал рецепт сгущеного молока французский кондитер по имени Николя Аппер. Случилось это в 1820 году. Проверить сей факт у меня нет никакой возможности. В любом случае, дальше кондитерских изделий с кухни Аппера это изобретение не пошло. Запатентовал же сгущенку, а значит зафиксировал свое изобретение документально, американский изобретатель и предприниматель Гейл Борден. Он же первым наладил ее массовое производство и вывел новый продукт на рынок.

Отец сгущенки.

У него была типичная американская история тех лет, состоявшая из смены множества занятий, городов и череды провальных предприятий. Первым относительно успешным изобретением Бордена был “мясной бисквит”. Продукт предполагался к реализации среди покорителей нового континента. Золотая лихорадка в Калифорнии должна была поспособствовать незамедлительному успеху. Борден даже завоевал медаль на Всемирной выставке в Лондоне в 1852 году, но одной медали для успеха было явно недостаточно. Талантливый изобретатель не значит талантливый бизнесмен. Отсутствие нормального сбыта привело к краху предприятия с дегидратированным мясом. Борден не остановился и принялся изобретать дальше. В этот раз его внимание сосредоточилось на молоке и на том, как не допустить быстрой порчи этого продукта. Это сейчас мы все привыкли к тому, что молоко хранится месяцами. Молоко из под коровы без обработки, специальной упаковки и холодильников портилось уже к концу дня. Борден придумал и собрал вакуумную установку, которая позволила выпаривать определенный процент воды из молока. В оставшуюся от выпаривания вязкую субстанцию он добавил сахар. Получившийся густой и сладкий продукт был назван “сгущенным молоком”. Несмотря на явный успех в деле сохранения молока, предприятие нельзя было назвать удачным. Бордену долго не везло с партнерами и стартовым капиталом. Две первые фабрики по производству сгущенки открытые в Коннектикуте довольно быстро свернули свою деятельность из-за возникших финансовых проблем. Надо отдать должное Бордену, который всецело верил в успех своего продукта и не опустил руки даже после череды неудач. Вскоре он повстречал своего будущего партнера, которого звали Джеремия Милбанк. Тот был нью-йоркским финансистом занимавшимся железными дорогами и искавшем новые направления для инвестирования своих капиталов. Иеремия заразился верой в будущее нового продукта и они стали равноценными партнерами в новом предприятии под названием “Нью-Йоркская компания сгущенного молока”. Энергия Бордена помноженная на деньги Милбанка привели сгущенку к успеху.

Банка сгущенки “Игл Брэнд”. Очень привычный формат, не правда ли?

Этому в немалой степени поспособствовала Гражданская война начавшаяся в Америке в 1861 году. В таких случаях всегда кто-то отдает свою жизнь, а кто-то остается в крупном выигрыше. В этой войне помимо США победили Борден с Милбанком со своей сгущенкой. Они получили огромный заказ на снабжение армии северян и смогли загрузить свои предприятия на несколько лет вперед. Дополнительная прибыль поступала от продажи лицензий на производство сгущенного молока. Со временем популярность нового продукта только возросла. Через 26 лет 100 000 долларов, вложенные Милбанком в совместное предприятие, превратились в $16 000 000.

Реклама сгущенки. Она активно продвигалась на рынке, как детское питание. Интересна бело-синяя гамма в оформлении этикетки. Ничего не напоминает?

Борден умер в 1874 году в городке Борден в штате Техас, который, как вы наверное догадались, был назван в его честь. Тело отца сгущенки было доставлено в Нью-Йорк в частном вагоне и захоронено на кладбище Вудлон в Бронксе. Там же установили высокую стелу со статуей изобретателя.

В 1889 году “Нью-Йоркская компания сгущенного молока” была переименована в “Компанию сгущенного молока Бордена” (позже название сократили до Борден) и на протяжении многих лет являлась одним из лидеров на рынке сухих, молочных и консервированных продуктов в США. В 90-х компания понесла значительные убытки и развалилась на множество частей. Одна из них сейчас называется “Игл Брэнд”. Произведенное ими сгущенное молоко вы можете увидеть на фото. Имя изобретателя там тоже присутствует, хотя многие могут подумать, что так зовут корову. Рядом сгущенка из русского магазина. Банки с классическим советским дизайном, к сожалению, не было. Открыл обе. На мой субъективный вкус американская лучше. Во всяком случае она точно ни чем не хуже своего ГОСТовского аналога.

Пока искал информацию про сгущенку, наткнулся на очень оригинальный вариант ее использования. На Ямайке ее применяют при приготовлении напитка под названием Гиннесс Панч. Нужно смешать молоко, сгущенку и пиво Гиннесс, добавив щепотку корицы и немного мускатного ореха. Даже стало интересно попробовать.

 

Спасибо за внимание 🙂 Если вдруг вы не знаете, то я занимаюсь индивидуальными экскурсиями по Нью-Йорку и специализируюсь на всяких нетуристических местах и маршрутах. Пишите на samsebeskazal@gmail.com если вдруг собираетесь в Нью-Йорк и вам интересно посмотреть на него с разных сторон, а не только с той, которая описана во всех путеводителях. Я не покажу вам Таймс-сквер, Уолл-стрит и Статую Свободы, зато покажу массу другого не менее интересного.

Мой Facebook, куда я каждый день выкладываю то, что мне нравится.
Мой канал на youtube, куда я выкладываю видео. Часть из них попадает в блог, а часть доступна к просмотру только там.
Мой Flickr для любителей смотреть картинки без подписей. Почти все фото для моего журнала лежат там.
Мой Инстаграм, куда выкладываю то, что не попадает ни в одну категорию выше. К счастью, вы не найдете там ни моей еды, ни селфи. Один только Нью-Йорк.