В получасе езды от Нью-Йорка, в местечке со звучным названием Вальхалла, находится большое красивое кладбище Кенсико. Я отправился туда, чтобы навестить могилу знаменитого русского композитора, выдающегося пианиста-виртуоза и дирижера Сергея Рахманинова. Удивительно, но многие даже не подозревают о том, что Рахманинов похоронен не на родине, а в Соединенных Штатах Америки, в штате Нью-Йорк.
Кенсико это огромное кладбище, которое было основано в 1889 году и действует до сих пор. Почти сразу после открытия оно стало популярным из-за переполненности и дороговизны нью-йоркских кладбищ. Даже те, кто не был особенно стеснен в расходах выбирал Кенсико из-за того, что при равных тратах на нем можно было получить гораздо более лучшие условия, чем на Гринвуде или Вудлоне. Поэтому его территория почти полностью покрыто не отдельными захоронениями, а склепами и семейными участками. Это сделало его кладбищем для богатых и знаменитых. Знаменитости те все больше местечковые, но несколько человек с мировым именем есть и Рахманинов один из них. Думаю, что он самый известный резидент Кенсико.
2. Одни из ворот кладбища. Башня водонапорная.
Очень выигрышной оказалась идея с прямым железнодорожным сообщением. Кладбище расположено вдоль ветки железной дороги и до недавнего времени у него была своя собственная железнодорожная станция, на которую прибывал поезд с телом покойного и провожающими его в последний путь родственниками и друзьями. С появлением автомобилей и развитием дорожной сети, надобность в станции отпала и ее закрыли после элетрофикации ветки в 1987 году. Но в конце 19-го, начале 20-го века поезд был вне конкуренции.
Нашел в интернете рекламную брошюру кладбища, выпущенную в 1910 году, в которой указаны цены на специальный железнодорожный сервис:
Отдельный состав с паровозом и похоронным вагоном “Кенсико” (от Нью-Йорка и обратно) – 60 долларов.
Похоронный вагон “Кенсико” прицепленный к пассажирскому составу – 40 долларов.
Пассажирский вагон прицепленный к обычному составу – 35 долларов.
Доставка тела из Нью-Йорка до кладбища Кенсико – 1 доллар.
Поезд отправлялся с отдельной платформы вокзала Гранд-централ, причем все было организовано так, чтобы скорбящие не пересекались с остальными пассажирами. Вагон был выкрашен в черный цвет и оформлен в похоронном стиле. Внутри было три отделения: для тела, для близких родственников (на 12 мест) и для друзей покойного (на 30 мест).
Зная, что на нью-йоркских кладбищах нужно получить разрешение на фотосъемку, первым делом я отправился в офис. Милейшая бабушка-менеджер сообщила, что никаких проблем с фотосъемкой нет, сделала ксерокопию с моих прав и попросила присесть на диван. Через несколько минут ко мне вышел президент кладбища, выдал брошюру, две карты и показал мне наилучший путь к могиле Рахманинова и еще паре интересовавших меня захоронений.
5. Главное административное здание кладбища. Оно же являлось железнодорожной станцией. Ветка идет с обратной стороны.
Я, признаться, был приятно удивлен их подходом к посетителям. Помимо удобных карт, облегчающих навигацию по территории, каждая интересная могила на Кенсико помечена специальным маркером. Вам надо позвонить по указанному на карте телефону, ввести номер с маркера и прослушать небольшую историю о покойном. Все это совершенно бесплатно. Не думаю, что у них бывает много туристов и тем удивительнее такая забота о них.
7. Там есть небольшая выставка, посвященная известным людям похороненным на Кенсико.
8. На видном месте пластинка с “Концертом для фортепиано с оркестром № 1” Рахманинова.
На Кенсико похоронено множество известных людей. Дело лишь в том, что известны они были здесь и давно. Большинству из вас их имена не скажут ровным счетом ничего. Это герои другой эпохи и другой страны.
Я начну с могилы Рахманинова, а дальше покажу само кладбище. Для начала небольшая историческая справка из Википедии.
Сергей Васильевич Рахманинов (20 марта 1873, Семеново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижер. Синтезировал в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
9.
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальме в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижером Хеэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьей отплыл из Норвегии в Нью-Йорк.
10.
+
Местом постоянного жительства Рахманинов избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером. В 1941 году закончил свое последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолет.
11. В Нью-Йорке Рахманинов жил по двум адресам: в доме, который когда-то стоял по адресу 33 Riverside Drive (здание не сохранилось) и в квартире на 505 West End Avenue.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращенную лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти (это подтверждается в мемуарах А.А. Громыко, который тогда был послом СССР в США).
12. Рахманинов, Уолт Дисней и пианист Владимир Горовиц, 1942 год.
Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, где за год до этого купил дом с небольшим, но красивым садом. Рахманинов не дожив всего три дня до своего 70-го дня рождения. Дом Рахманинова по адресу 610 N Elm Dr Beverly Hills, California и фото интерьеров.
13. Портрет Рахманинова выполненный американский художником, дизайнером и иллюстратором Борисом Михайловичем Арцыбашевым в 1943 году.
Из воспоминаний Натальи Александровны Рахманиновой, вдовы композитора:
“…26 марта доктор Голицын посоветовал вызвать священника для причастия. Отец Григорий причастил его в 11 часов утра (он же его и отпевал). Сергей Васильевич уже был без сознания. 27-го около полуночи началась агония, и 28-го в час ночи он тихо скончался. У него было замечательно покойное и хорошее выражение лица. Люди из похоронного бюро быстро увезли его утром, а затем перевезли в церковь. Это была чудная маленькая церковь “Иконы Божьей Матери Спасения Погибающих” где-то на окраине Лос-Анджелеса (эта церковь существует до сих пор). Вечером была первая панихида. Собралось очень много народу. Церковь была полна цветами, букетами, венками. Целые кусты азалий были присланы фирмой “Стейнвей”. На отпевание мы привезли только два цветочка из нашего сада и положили их на руки Сергея Васильевича. Гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию. Хорошо пел хор платовских казаков. Они пели какое-то особенно красивое “Господи, помилуй”. Целый месяц после похорон я не могла отделаться от этого песнопения. Священник сказал очень хорошее слово, потом мы простились, и Ирина и сестра увезли меня домой. Я не могла смотреть на то, как запаивали гроб.
Мне нельзя было уехать домой в Нью-Йорк еще в течение целого месяца из-за разных формальностей. Гроб Сергея Васильевича был временно помещен в городской мавзолей. В конце мая мы с Ириной вернулись в Нью-Йорк, и нам удалось скоро купить на кладбище в Кенсико участок земли для могилы Сергея Васильевича. Похороны состоялись первого июня. Служил митрополит Феофил, пел большой русский хор. На похороны приехало очень много народа — музыканты, друзья, русские и американские поклонники Рахманинова, были и представители Советской России, приехавшие из Вашингтона. Фоли удалось устроить для удобства публики, приехавшей на похороны, специальный вагон, который был прицеплен к поезду.
На могиле, у изголовья, растет большой развесистый клен. Вокруг вместо ограды были посажены хвойные вечнозеленые кусты, а на самой могиле — цветы. На могиле большой православный крест под серый мрамор. На кресте выгравировано по английски имя, даты рождения и смерти Сергея Васильевича.
После смерти Сергея Васильевича Музыкальное общество ASCAP (American Society of Composers, Authors and Publishers) [Американское общество по охране авторских прав композиторов, писателей и издателей.] устроило в начале июня большой концерт памяти Рахманинова.
Так кончилась моя совместная жизнь с самым благородным, талантливым и дорогим мне человеком.”
15. Наталья Рахманинова похоронена рядом с мужем. Она умерла в 1951 году.
16. После победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году, американский пианист Ван Клиберн приехал на могилу Рахманинова и посадил на ней куст сирени, который подарили ему советские студенты. Для посадки он использовал землю с могилы Чайковского. В перевозки растения ему помогло советское правительство, которое переправило груз в Нью-Йорк.
17. Честно говоря, затрудняюсь сказать, где здесь куст сирени и дожил ли он в принципе до наших дней.
18. Рядом с Рахманиновым похоронена его дочь Ирина.
19. У православного каменного креста, который смотрится совершенно инородно в окружении многочисленных мавзолеев, каменных ангелов и безликих обелисков, лежат завядшие цветы, выцветшая на солнце икона и чье-то письмо на русском, написанное красивым почерком на нескольких страницах. Буквы намокли от дождя и уже почти не читаются.
Пройдемся по кладбищу.
20. Рядом находится участок принадлежащий Актерскому фонду Америки. На нем хоронят обнищавших к старости актеров. Похожие участки есть у Национальной ассоциации водевилей и у ассоциации акробатов.
21. На страничке кладбища в википедии огромный список актеров похороненных на Кенсико, но 99% имен мне неизвестны.
22. Жертвы пожара в нью-йоркском Винсдор-отеле, который произошел в день Св. Патрика в 1899 году. Погибло 90 человек. 31 неопознанное тело похоронено в общей могиле на Кенсико.
23. Джон Виллис (1873 – 1935). Тот самый, что когда-то основал одноименную автомобильную марку.
25. Витраж внутри мавзолея Виллиса.
26. На кладбище есть отдельный китайский участок.
27. Он удивительно однообразен.
28. Встречаются очень редкие попытки хоть как-то выделится среди окружающих.
30. Только мистер Ванг пошел против системы. За это его мавзолей даже отметили на кладбищенской карте.
31. Мистер Ванг подошел к делу основательно и с заделом на будущее.
32. Ворота одного из мавзолеев.
33. Мавзолей Гордона Эдвардса (1867 – 1925) с минаретами. Эдвардс был режиссером немых фильмов и работал на компанию FOX.
34. Внутри другого мавзолея обнаружилась сгнившая шкура тигра.
37. Мавзолей Джона Эндрюса (1841 – 1934), мэра города Йонкерс и конгрессмена. По размеру мавзолей превосходит некоторые жилые дома. Внутри.
38. Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум (1905 – 1982) — американская писательница и философ, создатель философского направления объективизма. Статья о Айн Рэнд на вики.
39. Томми Дорси (1905 – 1956) — американский джазовый тромбонист, композитор и руководитель биг-бэнда.
41. Самый большой мавзолей на кладбище принадлежит семье Белл.
42. Что это были за люди я так и не нашел.
43. Но это единственный виденный мной мавзолей с подвалом.
44. Даже стало интересно, как он устроен внутри и зачем ему дополнительные двери.
46. Никто не оставил столько такого в мировой архитектуре, как греки с римлянами. Это же касается и кладбищ.
58. Мавзолей Давида Сарнова (1891 — 1971) — одного из основателей радио и телевещания в США. Родился в городке Узляны Игуменского уезда Минской губернии.
С 1906 года работал в «Компании беспроводного телеграфа Маркони» (Нью-Йорк). 14 апреля 1912 года принял радиотелеграмму о крушении лайнера «Титаник» и трое суток поддерживал связь со спасателями.
С 1919 года работал в радиовещательной корпорации Америки (RCA), с 1922 года — вице-президентом, с 1930 года — президентом, в 1947—1970 годах — председателем совета директоров. В 1926 году основал Национальную радиовещательную компанию (NBC). С начала 20-х годов являлся советником десяти президентов США.
Давид Сарнов организовал регулярное телевещание в США (с 1939 года). Под его руководством создана система цветного телевидения, совместимая с черно-белой (1949), сделана запись телепередачи на магнитную видеопленку (1956), снят первый телевизионный художественный фильм (1964).
59. На витраже изображена трубка Зворыкина.
63. Самое грустное место на кладбище – участок для младенцев.
65. Напоследок хочу обратить внимание на один момент. Уже не единожды слышал теорию о том, что дескать очень плохо, когда убирают опавшие листья с газона. Так вот хочу сказать, что все американские кладбища это один большой газон и листья с них убирают в обязательном порядке. Сначала сдувают в кучи а потом их засасывает специальный грузовик.
66. Вот так выглядит трава там, где убирают листья и там, где нет. Как вы видите, все прекрасно растет и без опавшей листвы.
Мой Facebook, куда я каждый день выкладываю то, что мне нравится.
Мой канал на youtube, куда я выкладываю видео. Часть из них попадает в блог, а часть доступна к просмотру только там.
Мой Flickr для любителей смотреть картинки без подписей. Почти все фото для моего журнала лежат там.
Сергей Рахманинов бывал в Чураевке, шт. Коннектикут
Здравствуйте! Обращаюсь к вам из Санкт Петербурга с необычной просьбой: Я давно ищу могилу Владимира Владимировича фон Мекк(брата моего деда князя Ширинского-Шихматова) Владимир дружил художниками, артистами и с Сергеем Рахманиновым. Могу только предположить, что возможно, он похоронен где то там, среди русских эмигрантов.
Я пишу книгу об этом замечательном человеке,помогавшим художникам ,ставшим знаменитыми, благодаря тому, что он скупал их работы и дарил Русскому музею и Третьяковской галерее , книгу в конце которой в которой очень бы хотелось поместить фотографию места его упокоения, аналогичную вашим. Он умер в 1932 году. Может быть у вас сохранился путеводитель и там можно найти его имя. буду вам очень признательна и благодарна. С уважением Ольга Александровна
Владимир Владимирович фон Мекк (14(26) июля 1877, Москва — 16 мая 1932, Нью-Йорк) — губернский секретарь, в звании камер-юнкера. Живописец-любитель, театральный художник, меценат, коллекционер.
Биография
Происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века. Владимир Владимирович родился в семье Владимира Карловича фон Мекка (1852—1893) и Елизаветы Михайловны (1861—1892), дочери московского водочного фабриканта М. А. Попова. Его дед по отцовской линии, Карл Фёдорович фон Мекк, был одним из основоположников российского железнодорожного транспорта; еще более известна бабушка Надежда Филаретовна.
Супруга Варвара Геннадьевна Карпова
С детских лет увлекался живописью. В 1889 году его учителем стал молодой художник В. А. Серов, который способности двенадцатилетнего ученика оценивал довольно скромно: «Видел я мальчика, моего будущего ученика, ничего интересного не представляет, я думаю, заниматься с ним будет довольно скучновато.»
Владимир фон Мекк принадлежал к художественному объединению «Мир искусства», принимал активное участие в создании Союза русских художников. В 1902—1903 годах вместе с С. А. Щербатовым открыл в Петербурге художественный салон «Современное искусство», в котором были представлены ювелирные изделия, мебель и картины, выполненные художниками К. А. Сомовым, Н. К. Рерихом, Л. С. Бакстом и другими. Совместно с Щербатовым оформил для салона одну из комнат. В своей «Автомонографии» Грабарь, описывая устройство выставки, писал: «… Щербатов с Мекком сделали комнату на мотив павлиньего пера!» В 1903 году Мекк вместе с Щербатовым выпустили альбом «Константин Сомов». В 1906 году он был включён в комитет Выставки русского искусства в парижском Осеннем салоне. Владимир Владимирович был автором воспоминаний о Врубеле, которые в 1918 году были опубликованы в журнале «Свободный час».
Образование получил на юридическом факультете Московского университета. Сразу после учебы призвался в армию и прошел обучение в течение 11 месяцев в 4-й батарее 2-го Гренадерской артиллерийской бригады и в августе 1903 признается достойным производства в Прапорщики запаса артиллерии.
Попечитель Девятинской церковно-приходской школы при церкви Девяти мучеников в Новинском.
В 1899—1903 годах — заведующий благотворительными учреждениями великой княгини Елизаветы Фёдоровны, с 1904 года — её личный секретарь. Во время русско-японской войны в качестве главного уполномоченного Российского общества Красного Креста в Японии занимался отправкой на родину русских военнопленных. И. Э. Грабарь писал А. Н. Бенуа 15 мая 1904 года: «Был у Мекков, у старого и молодого. Старый неизвестно где, а молодой между Харбином и Ляояном уполномочествует.» После окончания войны в 1907—1909 годах занимался обустройством церкви Святых Марфы и Марии в Марфо-Мариинской обители. Также под его патронажем находилось устройство домов для бесприютных детей в Москве. Заинтересовавшись скаутским движением, Владимир фон Мекк поддерживал развитие его в России и в 1914 году стал одним из основателей «Общества содействия организации юных разведчиков города Москвы»
В годы Первой мировой войны назначен уполномоченным всех госпитальных складов. В 1914—1917 годах — член Московского комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну.
После Октябрьской революции Владимир Владимирович остался в России и устроился на работу в Малый театр. Театральные эскизы, выполненные фон Мекком, в 1919 году были представлены на ХI Государственной выставке работ деятелей прикладного искусства и художественной промышленности в Москве, а в 1923 — на Выставке театрально-декорационного искусства Москвы 1918—1923 годов.
В 1923 году Владимир фон Мекк был направлен в Париж для отбора картин русских художников, проживающих за границей, для Передвижной выставки русского искусства в Америке. В Россию больше не вернулся, перебравшись из Парижа в США.
с Сергеем Рахманиновым,