На задворках Стейтен-Айленда наткнулся на стоянку таких машинок 🙂 Что бы оценить их размер уточню, что бетонный забор за которым они стоят выше двух метров. Про них как-нибудь напишу отдельно, а пока предлагаю почитать интереснейший пост Хохловича про другого американского автомонстра.

Оригинал взят у в Горе-покоритель снегов Антарктики

Америка славится своей гигантоманией: небоскребы, огромные машины, большие животы 🙂 И в этот раз я хочу рассказать об еще одном "памятнике" страдающим гигантоманией – Снежном Крейсере или как его называли в Штатах – Snow Cuiser.


Snow Cuiser – это амбициозный по своей задумке проект машины для покорения Арктики. Сама идея проекта принадлежит Томасу Поултеру, который принимал участие во Второй Антарктической Экспедиции 1933-1935 годов под командованием адмирала Бёрда (Byrd). Во время экспедиции Бёрд чуть не погиб, будучи отрезанным от основной базы погодными условиями. Поултер трижды предпринимал попытки спасти начальника экспедиции и, видимо, именно в это время первые мысли о Снежном Крейсере посетили его.

Томас Поултер

По возвращению из Антарктической экспедиции, Томаса Поултера назначили научным руководителем института Armour Institute of Technology, расположенного в Чикаго, штат Иллинойс. Через какое-то время Томас представил свою идею "снежного крейсера" директору института, Гарольду Багтборгу (Harold Bagtborg) и другим членам исследовательского центра, которые одобрили дизайн машины и запустили в разработку под кодовым названием Проект I-69. Полутера поставили во главе проекта и в течение двух лет – с 1937 по 1939 – центр работал над созданием и детальной проработкой дизайна и чертежей чудо-машины.

Томас Поултер с макетом Snow Cruiser'а

Весной 1939 года стало известно о планах правительства снарядить новую экспедицию к Южному Полюсу. Как только эта информация дошла до института, Багтборг взял в охапку Поултера, тот – все свои чертежи, и они поспешили в Вашингтон, где 29 апреля 1939 года представили план своего детища – машины-покорителя снежных районов. Власти прониклись идеей "крейсера" и наказали исследовательскому центу возглавить работу по непосредственной постройке машины. Весь проект был оценен в 350 тыс долларов. Напомню, это было 1939 год, когда средняя цена аренды жилья по Нью-Йорку равнялась $39, а средняя по Америке – $29.


Макет Snow Cruiser'a в музее

Работы по постройке "снежного монстра" стартовали 8 августа 1939 года на заводе Пульмана в Чикаго. У Томаса Поултера и Ко времени было всего ничего – 11 недель. И за это время его команда должна была построить, протестировать и доставить машину в Бостон, где ее ожидал транспортный корабль "Северная звезда", который доставит вездеход в Антарктику.


Схема распределения отсеков в корпусе машины

На определенном моменте деньги, выделенные на строительство машины, стали заканчиваться и на этом этапе Исследовательский центр подключил к работе Франсиса Годвина, который был ответственный за сбор материалов для строительства Круизера. Доктор Годвин связался с более чем 70 компаниями-производителями в поисках спонсоров и почти все из этого списка помогли в большей или меньшей степени, предоставив необходимое. Что касается денежных средств, то тут большую роль сыграли 2 компании, а точнее их президенты: Альфред Иустис (Alfred L. Eustice), президент Economy Fuse and Manufacturing Company и Джорж Хортон (George T. Horton), президент Chicago Bridge and Iron Company. Эти 2 компании сделали возможным то, что Snow Cruiser увидел свет.

Рама, начало

Рама, продолжение 🙂


Рама на стапеле

Из 37 тонн общего веса машины, 13,5 тонн пришлось на каркас, который был сварен из сверхпрочной стали. Также были установлены 2 дизель-электрических генератора, которые обеспечивали энергией не только 4 электромотора (75 л.с., по мотору на колесо – лексус только недавно такое сделал, бггг ), но и освещение/электричество для всех помещений машины. Радость использования таких электромоторов еще была обусловлена тем, что конструкторы сделали управление моторами раздельным, что позволяло распределять нагрузку в любых вариантах: можно подавать тягу на 1, 2, 3 или 4 колеса в любых пропорциях.


Дизель-генераторная установка


Тест дизельной установки в специально оборудованной холодильной камере


Отсек с электрикой


Ступица колеса, внутри которой установлен электрический двигатель


Рулевая рубка

Дизельные двигатели были предоставлены компанией Cummins Engine Company и были удобны тем, что по своей конструкции достаточно неприхотливы, экономичны и просты в ремонте. Модель HBI-600 со скоростью вращения до 1800 оборотов и 150 л.с., 6 цилиндров. Так как дизельное топливо имеет свойство на морозе выделять осадок, у этого двигателя специальная система подогрева топлива перед впрыском, а чтобы не было проблем с запуском на холоде, была разработана система пуска от батареи.

Батарея, с помощью которой выполнялся пуск двигателя

Колеса Круизера представляли собой здоровую 3-х тонную хрень, и снаряженное резиной было 3 метра в диаметре. Покрышки, кстати, были сделаны компанией Goodyear. Тут разработчикам просто повезло – за пару лет до этого компания Goodyear выполняла заказ на такие огромные покрышки и формы для изготовления сохранились. Был лишь вопрос – выдержат ли эти покрышки 37-тонну машину. Если нет, то все планы летят к черту, так как новую форму делать несколько месяцев. Но все обошлось – инженеры Goodyear рассчитали, что запаса прочности у таких колес будет с приличным запасом. Сама же установка колес тоже была нетривиальной задачей: была разработана специальная конструкция, с помощью которой колесо ставилось на место.

Диск колеса… тюнинговое литье 🙂


Специально разработанная система подъемного крана для установки и замены колеса. Система крепилась на самой машине и убиралась по окончанию работ


Слики? 🙂


Шиномонтаж – штука серьезная, особенно в условиях Антарктики 🙂

Колеса крутились-вертелись на подшипниках-гигантах. Это самые большие подшипники когда-либо созданные для установки колес: внешний диаметр 81 см.

Самый большой подшипник для ступицы колеса


Подготовка к покраске


Тачка на прокачку

24 октября 1939 году свежевыкрашенный в ярко-красный цвет Snow Cruiser начал свой путь из Чикаго в Бостон. Машино-монстру нужно было проехать своим ходом чуть более 1000 миль (примерно 1700 км). Испытание даже для сильных духом людей, если учесть, что максимальная скорость этой снежной каракатицы – 30 миль(50 км)/час! И ко всему прочему были сроки – 15 ноября "Северная Звезда" должна была покинуть порт. Каждый день в прессе появлялись публикации, где указывалось место нахождения машины и подробности пути.

Интересный момент – протискивание машины по мосту. Обратите внимание на расстояние от колеса до опоры моста

Первоначальный план экспедиции был такой: из Бостона через Панамский Канал, пересечь Тихий океан и добраться до Новой Зеландии, где экспедиция должна пополнить запасы и продолжить путь к Антарктике через море Росса. Основной задачей было выдержать временные рамки и выгрузиться на побережье Антарктики не позднее середины января 1940 года, до наступления полярной ночи. Около 25 человек должны были высадиться и основать Западную Базу, откуда Снежный Круизер начнет свой путь к Южному Полю. Также в планах было основать и Восточную Базу. Адмирал Бёрд должен был осуществлять общее командование, лишь периодически наведываясь на базу.

Заправка монстра

В дополнение к этим двум базам экспедиция планировалось использовать мобильную станцию "в лице" Круизера. На борту машины размещались 5 человек, а на "спине" 5-ти местный самолет. Помимо мест для сна тут была полноценная исследовательская лаборатория, радио-связь для общения с основной базой, хранилище для провизии на год, а топлива хватало на 5000 миль (8000 км).

План экспедиции


Кухня, на заднем плане двигательный отсек с дизель-генераторами


Кухня, на заднем плане вход в жилой отсек


Специально разработанная посуда, сохраняющая тепло


2 спальных места. Плацкарт 🙂

Командовать Круизером был назначен, конечно же, Томас Поултер. Также в команду входили ученый, радист, механик и пилот. Но самым важным участником экспедиции был, конечно, пес хаски по кличке Navy 🙂 Он тоже не новичок в снегах, входил в состав последней экспедиции и даже однажды спас людей. Во время вылазки с базы резко испортилась погода, началась метель и только благодаря Нэви люди вернулись на базу.

Сержант Феликс Ферранто (Felix Ferranto), радист


Ученый-исследователь доктор Вэйд (dr. Wade)со своей собакой Нэви (Navy). 


Механик Чарльз Мейер (Charles L. Meyer)


Пилот Теодор Петрас (Theodore A. Petras)

Во время перегона Круизера из Чикаго в Бостон, машина проехала через Индиану, Огайо, Пенсильванию, Нью-Йорк и Массачусетс и везде собирались толпы зевак посмотреть на это чудо техники. Машина была настолько огромной, что полиции приходилось перекрывать улицы, так как Круизер занимал полностью всю ширину проезжей части.

Примечателен тот факт, что машина добралась-таки до Бостона без серьезных поломок несмотря на то, что полноценных полевых испытаний не было. Некоторое оборудование устанавливалось прямо в пути. Но все же была, конечно же, куча мелких "багов, которые нужно было решать прямо в дороге. Часто приходилось останавливаться, чтобы подтянуть разболтавшиеся болты, заменить патрубки на более прочные и тд. Через 2 дня Круизер добрался до песчаных дюн в штате Индиана, где был проведен ряд тестов, позволивших отладить двигатели на максимальную отдачу. А еще через 2 дня во время передвижения вышла из строя гидравлика рулевого управления и машина улетела в овраг, повредив оба левых колеса. Потребовалось три дня, чтобы хоть как-то поставить машину на ход и добраться до места, где можно было произвести полноценный ремонт.

Тест на проходимость по пересеченной местности

На подступах к Бостону, у городка Фрамингхэм, Круизер стал причиной самой большой в мире пробке: 72 тысячи машин с зеваками со всей страны перекрыли движение, чтобы увидеть чудо-машину.

При погрузке на корабль пришлось частично разобрать машину, сняв с нее кормовую часть. Во время высшей точки прилива Томас Поултер самолично сел за руль круизера и загнал его на борт. Возглавил экспедицию ветеран Антарктики – адмирал Бёрд.

Бостон, погрузка на корабль


"Северная звезда"

Во время плавания был "неприятный" момент, когда в одну из ночей Снежного Круизера чуть не сорвало с палубы в океан из-за сильной боковой качки. Лишь своевременная подтяжка цепей, державших машину, не дала ей сорваться в воду. Спасателем выступил "папаня" Поултер, дежуривший в этот момент на вахте. 11 января 1940 года "Северная Звезда" достигла берегов Антарктики и команда сутки потратила на то, чтобы найти удобное место для выгрузки "Снежка".

12 января судно бросило якорь в Китовой бухте. Чтобы спустить машину на берег, команде пришлось 3 дня строить деревянный помост и 15 января машина под управлением опять же Поултера съехала на лед. Не обошлось без проблем: когда Круизер был на середине помоста, дерево стало ломаться под его тяжестью и лишь находчивость Томаса позволила машине не утонуть. В тот момент, когда доски стали ломаться, он резко "дал газу", машина резво слетела на лед, а вслед за этим часть помоста рухнула в воду.

Момент, когда помост проломился


Щепки от помоста

Казалось бы – после таких испытаний команде Снежного Круизера уже ничто не могло помешать. Фиг там! Агрегат, построенный специально для передвижения по льду и снегу, не оправдал ожиданий: его колеса ушли глубоко в снег, монстр лег брюхом и суетливо сучил лапками-колесами, но лишь глубже зарывался в снег. Команда Поултера попробовала поставить дополнительную пару колес на переднюю ось, но это не спасло ситуацию. Цепи на колесах также не решили проблему. Полное фиаско!

Как это планировалось


Как это оказалось на самом деле

Тесты в песках не учли многое: помимо того, что машина проваливалась в снег, двигатели начинали перегреваться через 40-50 метров движения. Поултер отбыл на большую землю, а его команда осталась с Круизером. После нескольких месяцев безуспешных попыток продвинуться команда оставила мысли о дальнейшем исследовании Антарктики. Как жилье, Круизер оказался неплохой конструкцией – отопление работало на отлично. Что касается исследовательской работы, то всем было чем заняться и стоя на одном месте.


Пингвины на экскурсии 🙂

Начало Второй Мировой Войны лишило кампанию необходимого финансирования и стало понятно, что изначальные планы на многолетнюю экспедицию пошли крахом. Поултер еще пытался говорить о том, что надо внести кое-какие изменения в конструкцию, но никто из команды Круизера уже не верил. В начале 1941 года вся экспедиция была свернута и люди вернулись на материк, бросив Круизера в снегах Антарктики. За годы войны он был забыт и запрошен. В 1958 году команда геофизиков нашла место, где был оставлен Круизер. Они его раскопали, влезли во внутрь, увидели лишь кучу старого мусора и, успокоившись, оставили его. Больше его никто не видел. Что с ним случилось – можно только догадываться. Несмотря на то, что последнее место известно, Круизер не получается обнаружить. Есть теория о том, что Круизер уплыл в океан на куске льдины и затонул, хотя есть и поклонники теории заговора, утверждающие, что Круизер стырил Советский Союз и он катается где-то в Сибири 🙂

И напоследок несколько видео роликов. Снимал не я 🙂