Посмотрел я известное видео про дворец в Геленджике и можно сказать даже расстроился. Не, ну кто так дворцы строит. Это они называют роскошью стоившей один ярд? Вот вам роскошь. Учитесь.

Мраморный дом (официально летний коттедж) Алвы и Уильяма Киссама Вандербилта в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Это небольшой городок на берегу Атлантического океана стал в конце 19-го начале главным местом летнего отдыха нью-йоркских бизнес-элит. Почти все самое пафосное и дорогое было построено именно там.

Архитектура в новомодном тогда стиле Боз-Ар, портик как у Белого дома, цена как бюджет небольшой страны. Изящные кованые ворота и высокий забор, внешний периметр которого патрулируют специально нанятые крепкие и молчаливые детективы из агентства Пинкертона. Все фасады и интерьеры отделаны дорогими сортами мрамора привезенным специально из Италии. Комнат относительно немного, но и дом не для жизни, а для летнего отдыха и светских раутов на которые приглашали очень ограниченный круг людей. Если бы понты светились, то солнце над Ньюпортом не заходило бы все два летних месяца, что там проводила семья Вандербилта.

Алва, которая вышла за Уильяма Киссама в первую очередь из меркантильных соображений, став официальной женой обнаружила, что ее супруга больше всего в жизни интересуют три вещи: зарабатывание денег, скаковые лошади и привлекательные раскрепощенные дамы. Скучная семейная жизнь в списке его приоритетов отсутствовала. Недовольная таким раскладом Алва долгое время игнорировала общество мужа уделяя все свое внимание воспитанию трех их детей. Позже она обнаружила, что богатому супругу можно также изощренно мстить при помощи строительства дорогостоящих домов, которые тому приходилось оплачивать из чувства вины. И она отдалась этому с головой погрузившись во все процессы подготовки, планирования и самого строительства их семейных резиденций.

Для выполнения столь непростой задачи был нанят именитый архитектор Ричард Моррис Хант, который оказался ей гораздо ближе, чем собственный муж. С ним она вела длительные беседы о европейской культуре, искусстве и архитектуре (Алва четыре года училась в Париже), и с ним же делала совместные проекты по строительству домов в Нью-Йорке и на Лонг-Айленде. Муж был только рад, что его вечно недовольная супруга чем-то увлечена. Уильям Киссам неплохо зарабатывал занимаясь семейным железнодорожным бизнесом, к тому же получил богатое наследство в размере 55 миллионов долларов (1,6 млрд. сегодня) после смерти своего отца, поэтому даже большие траты жены его не сильно заботили.

Второй серьезной причиной строительства столь роскошного дома было негласное противостояние между Алвой, которая пыталась вытащить свою семью на вершину светского общества Нью-Йорка, и матриархом старых манхэттенских денег Каролиной Астор, которая фактически этим светским обществом заправляла. Первый удар был нанесен при помощи грандиозного костюмированного бала, который устроила Алва в своем нью-йоркском доме, дабы привлечь внимание Асторши. На него пригласили тысячу гостей, но не пригласила дочь Каролины Астор. Той пришлось снизойти до того, что просить об этом лично. Визит Астор и общий счет за тот вечер, который равнялся 3 миллионам долларов дал официальное признание семье Вндербилтов и поднял планку светских развлечений на невиданный доселе уровень. Этот успех было решено закрепить.

Ньюпорт был той территорией, на которой влияние Астор было уже не так сильно и Алве выпал шанс стать главной именно здесь. В Ньюпорт на два летних месяца перемещалась вся светская жизнь Нью-Йорка и для того, чтобы показать, кто тут главный Алве был нужен фантастический, невиданный доселе, невероятно роскошный и помпезный летний дом. Он и стал подарком от мужа на ее 39-летие.

Пока идея с домом еще только витала в воздухе, Алва уговорила мужа нанести новый удар по Асторам и купить яхту. Да ни какую-нибудь, а самую большую в мире и отправится на ней в путешествие на Карибы и в Европу (вот откуда у всего этого современного пафосного суперяхтинга ноги растут). Построенная по заказу Уильяма Киссама 285-футовая яхта “Алва” стала самой большой частной яхтой в мире (У Астор была “всего” 233-футовая) и стоила 500 000 долларов. Само же морское путешествие имело большой успех.

Мраморный дом обошелся в фантастические по тем временам 11 миллионов долларов. Это около $320 миллионов сегодня. Но эта цифра просто пересчет с учетом инфляции. Бюджет строительства подобного сооружения в наши дни сложно посчитать. Тут надо учитывать сегодняшнюю цену материалов, стоимость труда, делать поправки на технологии строительства и отделки, учитывать цену на землю и многое другое. Только один мрамор, который использовали для строительства Мраморного дома (в объеме 14 000 м3) обошелся в семь миллионов долларов из одиннадцати. Если пересчитать стоимость дома в золотых долларах 1890 года, то сегодня эта цифра превышала бы $660 млн. Я думаю, что можно смело предположить, что это самый дорогой частный дом в американской истории.

Родной брат Уильяма Киссама Корнелиус Второй посмотрел на все это, хмыкнул, и построил неподалеку огромный “Брэйкерс”, который стал самым большим домом в Ньюпорте. Третий брат Джордж посмотрел на эти дома, сказал “подержите мое пиво”, и построил себе в Северной Каролине “Билтмор”, который до сих пор является самым большим особняком в Америке. Но не самым дорогим. Им был и остается Мраморный домик Алвы. Недовольную жену рвущуюся в высший свет никто так и не переплюнул. А потом деньги у Вандербилтов кончиись, но это уже совсем другая история. В общем умели люди в архитектуру и роскошь. Не то, что нынешние.

Алва с Уильямом Киссамом, кстати, потом развелись (Мраморный дом остался ей) и она вышла за другого нью-йоркского богача Оливера Бельмонта, жившего в Ньюпорте буквально через дорогу (неслыханная по тем временам история). Кто был со мной на кладбище Вудлон в Бронксе видел ее мавзолей, который является точной копией часовни Сен-Юбер во французском замке Амбуаз, которую построил Леонардо Да Винчи и где, как предполагается, он похоронен. Строительством усыпальницы занималась архитектурная фирма “Хант энд Хант”, которую возглавляли сыновья умершего уже к тому моменту Ричарда Морриса Ханта.

В 1933 году Мраморный дом был продан за 100 000 долларов семье Фредерика Принса из Бостона. Несмотря на всю привлекательность цены они купили махину которая никак не соответствовала их образу жизни и заняли в огромном доме фактически лишь несколько комнат. Уже старая и немощная Алва даже не смогла нормально подписать бумаги и просто поставила закорючку. Она скончалась год спустя.

В 1963 году семья Принса продала дом Обществу сохранения Ньюпорта (деньги на это выделил сын Алвы и Уильяма) и теперь там музей. Любопытные туристы ходят по залам, слепнут от позолоты, слушают историю семьи и поражаются былой роскоши и богатству. Многие старые дорогие дома Ньюпорта (включая “Брейкерс”) постигла таже участь и они стали музеями. Многим не повезло и они были брошены, перестроены, уплотнены или вовсе снесены. Все попытки войти в историю через роскошь потерпели крах. Гораздо практичнее, как оказалось, строить корпуса университетов, госпиталей и музеев, над входом в которые будет висеть твое имя, а также заниматься меценатством и благотворительностью. Огромные несуразные дорогие дворцы теперь строят в совсем других странах, которые только начали этот путь. Думаю, что финал будет тем же.

P.S. Я снимал все это еще год назад на старую камеру, но мне не понравилось качество картинки и я решил тогда не выкладывать.

P.P.S. Про “Билтмор” я пишу пост, который надо закончить, а про Ньюпорт, “Брэйкерс” и прочую архитектурную роскошь Позолоченного века еще обязательно расскажу и покажу. Надо туда еще разок съездить и снять все нормально.

1. Вид на Мраморный дом от ворот с главной улицы Ньюпорта. За домом еще пространство и океан.

Vid na Mramornyj dom ot...

2. Зеркало при входе.

Zerkalo pri vhode.

3. Входная дверь.

Vhodnaa dver'.

4. Главная лестница.

Glavnaa lestnica.

5. Обеденный зал, где Алва обедала со своими детьми. С ними она разговаривала по-французски.

Obedennyj zal, gde Alva...

6. Элементы декора.

Elementy dekora.

7. Голова кабана как символ королевской охоты.

Golova kabana kak simvol...

8. Потолок.

Potolok.

9. Ширма.

Sirma.

10. Отделка потолка.

Otdelka potolka.

11. Холл первого этажа.

Holl pervogo etaza.

12. Утренняя комната, которая служила библиотекой.

Utrennaa komnata, kotoraa...

13. Готическая комната.

Goticeskaa komnata.

14. Витраж.

Vitraz.

15. Гранд салон который просто до неприличия покрыт золотом от пола до потолка. Именно здесь кипела вся светская жизнь.

Grand salon kotoryj prosto...

16. Люстра. Дом был первым в Ньюпорте, где установили электрическое освещение.

Lustra. Dom byl pervym v...

17. Отделка камина.

Otdelka kamina.

18. Комната не очень большая по сравнению с другими домами, но и приглашали сюда только самых избранных.

Komnata ne ocen' bol'saa po...

19. Отделка потолка над главной лестницей.

Otdelka potolka nad...

20. Мезанин.

Mezanin.

21. Спальня Уильяма Киссама.

Spal'na Uil'ama Kissama.

22. Спальня Алвы.

Spal'na Alvy.

23. Камин в спальне Алвы.

Kamin v spal'ne Alvy.

24. Барельеф архитектора Ханта.

Barel'ef arhitektora...

25. Гостевая спальня.

Gostevaa spal'na.

26. Пространство второго этажа.

Prostranstvo vtorogo...

27. Комната для посидеть и поговорить с гостями.

Komnata dla posidet' i...

28. Черный ход для прислуги. Клетку закрывали, чтобы никто с улицы не проник на хозяйские этажи.

Cernyj hod dla prislugi....

29. Список персонала постоянно работавшего в доме. Всего 23 человека внутри и 13 снаружи.

Spisok personala postoanno...

30. Кухня.

Kuhna.

31. Вид со стороны океана.

Vid so storony okeana.

32. А это парадный вход с подъездом для конных экипажей.

A eto paradnyj vhod s...