В то время, когда множество советских граждан мечтало о жизни в США, в самой Америке находились люди добровольно перебиравшиеся жить в Советский Союз. Таких судеб в истории двух государств довольно много. В страны социалистического блока бежали многие, начиная от банальных предателей, продававших военные секреты, и заканчивая идейными перебежчиками, которые переезжали жить в Советский Союз всей семьей. Когда одним жизнь в Америке казалась раем на земле, другие напротив считали, что Америка погрязла в неразрешимых проблемах, что здесь нет свободы, а по настоящему жить и дышать полной грудью можно только в стране победившего социализма. Короче, все как обычно – хорошо там, где нас нет. Сегодня я наткнулся на историю одного священника из Чикаго. Точнее на конец этой истории. И решил узнать о нем поподробнее.
Гарольд Коч родился в 1932 году. Закончил католическую семинарию и служил священником в одном из приходов епархии Чикаго с 1958 по 1963 год. Потом он лечился от психического расстройства, и после окончания терапии к священнослужительству уже не вернулся. Коч свободно владел четырьмя языками, в том числе и русским. Он даже год проработал на радио Свобода, вещавшей на территорию СССР из студии в Западной Германии. И ни для кого не было секретом, что работая на якобы частную радиокомпанию, фактически его сотрудники работали на ЦРУ, под чье эгидой оно было организовано и на чьи деньги существовало.
21-го августа 1966 года, в составе группы по изучению новых методов преподавания иностранных зыков, он вылетел рейсом авиакомпании KLM в Амстердам, где должен был пересесть на рейс до Саудовской Аравии. В Амстердаме он покинул группу, сообщив, что хочет встретится в Париже с профессором Сорбонны по поводу своей диссертации, и догонит их через два дня. После того, как он не появился через несколько дней, его начали искать, и нашли, выступающим на советском телевидение в прямом эфире из Москвы. Причем, как он туда попал выяснить так и не смогли. Никаких следов его перемещения обнаружено не было. Он просто неожиданно пропал в Европе, и так же неожиданно всплыл в СССР.
В прямом эфире Коч выступил с резким осуждением политики США в мире и критикой в адрес американского правительства. В конце эфира он попросил политическое убежище в СССР. Свой поступок он объяснил тем, что таки образом он выражает свой протест против войны во Вьетнаме. В СССР он собирался работать учителем. Советская сторона была в экстазе. Такая победа на информационном фронте. Еще бы, живой американец, да еще и бывший священник, в прямом эфире искренне поносит собственную страну и просится к нам. Такое ни за какие за деньги не купишь.
Фрагмент эфира с выступлением Коча.
В СССР на него были большие виды, ему предоставили двухкомнатную квартиру в Москве, где он поселился и даже завел кота. Он посетил Ленинград и съездил в Грузию, где выступал с лекциями и рассказывал всю "правду" о США. Но дальше все пошло не по плану. Через три месяца жизни в СССР Коч понял во что он ввязался и сильно захотел обратно домой. Он вспомнил и про любовь к родине, про больного отца в Чикаго, и про то, что пора бы уже жениться и завести детей. Он явился в американское посольство и заявил о своих планах по возвращению. Тут уже козыри оказались в руках американцев. Поняв, что недавнее поражение стало победой они снабдили его деньгами и обратным билетом, и тут же на весь мир раструбили, что, дескать, уехать-то можно, но вот прожить в СССР у нормального человека не получится. Держать насильно Коча никто не мог, американец все-таки, поэтому в Советском Союзе про его историю постарались быстренько забыть, а самого несостоявшегося советского гражданина отпустили от греха подальше на родину.
Себя самого он описывал не иначе, как "американец горячо любящий свою страну". Надо отдать ему должное, он прекрасно понимал, что после возвращения станет объектом презрения со стороны своих же сограждан, но он не отрекся от собственных идей и продолжал во всю критиковать войну во Вьетнаме. Тем более, что к его персоне после возвращения был повышенный интерес. В итоге, вся эта история была воспринята рядовыми американцами довольно спокойно. Психиатрическое лечение сделало Коча в глазах американцев немного сумасшедшим идеалистом, который искренне переживает за судьбу своей родины. А его поступок признали своего рода самопожертвованием ради благой идеи. В то время у войны во Вьетнаме было множество противников, и для многих из них поступок Коча был отчасти понятен и даже близок. Сам он в интервью сообщил, что коммунизм не для него, и жить в СССР он не смог, поэтому и вернулся. После возвращения он довольно быстро женился. Возможно, что его известность помогла ему в этом. Получив свои 15 минут славы Коч вернулся к обычной жизни и следы его затерялись. Единственное, что я смог найти, только это фото сделанное в 1991 году. На нем изображен бездомный живущий на улице в Нью-Йорке. Зовут бездомного Гарольд Коч. Он бывший священник, бывший учитель, бывший перебежчик, бывший муж и отец.
Возможно, что мораль этой истории в том, что счастье не смотря ни на что надо искать рядом, а не бегать за ним на другой конец света. А может и нет никакой морали, а Коч просто обычный тихий сумасшедший, который прожил странную но интересную жизнь и закончил ее, как и подобает нью-йоркскому сумасшедшему.
Коч стал 11 гражданином США перебежавшим в СССР в период с 1948 по 1966 год. Пятеро из них потом вернулись. Одним из этих пяти был Ли Харви Освальд, убивший президента Кеннеди.