Клиника Лечворт и история американской психиатрии. От изоляции, тюремного режима, пыток и страданий, к гуманизации, деинституционализациии и массовому закрытию психбольниц.
Долгое время и в Америке и во всем мире существовала проблема лечения психически больных людей. Точнее лечения, как такового не было. Были единичные попытки хоть как-то анализировать и систематизировать их состояние и по возможности пытаться его улучшить. Буйных и активных просто изолировали, за тихими присматривали. Психиатрия, как наука, появилась лишь в 19-м веке и двигалась вперед очень маленькими шагам совершая множество ошибок. То, что сегодня называется психиатрическими клиниками в то время было лишь приютами, больше похожими на тюрьмы, где несчастные больные люди содержались в самых ужасных условиях. Любое отклонение от нормального поведения жестоко каралось. Больных связывали, закрывали в темных комнатах, обливали холодной водой и избивали. Так как не существовало нормальной диагностики заболеваний, а в психушки часто помещали по совершенно смехотворным причинам, то вместе с больными часто находились и совершенно здоровые люди, которые вполне могли сойти с ума о тех условий в которых они оказывались.
В качестве “лечения” использовали кровопускание, назначение слабительных, обливание холодной водой, раскручивание на колесе, физические наказания и разные сдерживающие устройства, типа кандалов. Первые изменения в отношении к психически больным людям случились в самом конце 18-го века во Франции. Благодаря врачу Филиппу Пинелю и Французской революции началось движение за гуманизацию психиатрических лечебниц, которое привело к кардинальному изменению условий содержания больных. С душевнобольных сняли цепи, перевели их из мрачных темниц в светлые комнаты, а также разрешили свободно перемещаться по территории. Был установлен больничный режим, включавший врачебные обходы, лечебные процедуры и многое другое.
Нововведение Пинеля увенчалось успехом: опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. В самочувствии многих людей, находившихся десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были выпущены на свободу. К сожалению, все эти прогрессивные изменения мало затронули клиники и приюты за пределами ряда европейских стран.
Одной из громких историй, которые привели к реформам в США, было расследование 23-х летней журналистки Нелли Блай, которая под видом пациентки проникла в женскую психиатрическую клинику на острове Блэквелл и вырвавшись оттуда при помощи Джозефа Пулитцера написал серию статей собранных впоследствии в книгу “10 дней в сумасшедшем доме”, где описала все ужасы и страдания пациенток. Если интересно, то эта книга переведена на русский язык.
В 1911 году неподалеку от Нью-Йорка открыли лечебное заведение совершенно нового типа, концепция которого должна была в корне изменить то, как содержат и лечат психически больных людей. Новый госпиталь был назван в честь Уильяма Прайора Лечворта – квакера, успешного бизнесмена и известного благотворителя. Заработав приличное состояние, в возрасте 50 лет Лечворт отошел от дел, чтобы посвятить остаток своей жизни квакерским идеалам благотворительности и заботе о благополучии менее удачливых чем он людей. Особенно он переживал о судьбах детей-инвалидов, поэтому отправился в Европу, где занялся активным изучением новых методов лечения психических заболеваний и эпилепсии.
Получив должность президента Совета по благотворительности штата Нью-Йорк в 1878 году, он начал продвигать новую прогрессивную модель оказания психиатрической помощи, которая радикально отличалась от всего того, что существовало в то время. Вместо больших, тесных и вечно переполненных приютов и богаделен, больше похожих на тюрьмы нежели на лечебницы – автономная и самодостаточная деревня состоящая из множества небольших коттеджей расположенных на лоне природы по соседству с действующей фермой. Вместо изоляции и мучений – достойный и продуктивный образ жизни, который способствует излечению больных или стабилизации их состояния. Все это должно происходить под надзором лучших врачей, исследователей и специалистов в области психиатрии.
Штат Нью-Йорк одобрил план Лечворта и выделил больной земельный участок для строительства нового лечебного заведения. К сожалению, Уильям Лечворт умер до того, как стройка была завершена, но он знал, что будущая клиника будет носить его имя – Лечворт-Виллидж (Деревня Лечворта).
Первых пациентов клиника приняла 10 июля 1911 года и уже довольно скоро концепция предложенная Лечвортом была признана успешной и клинику начали расширять. Под руководством опытного психиатра Чарльза Литтла “Деревня” разрослась до 130 административных, жилых и лечебных корпусов и готова была принять до 3000 пациентов. Деревня была прекрасно спланирована и качественно построена. Имела собственную котельную и электростанцию.
Пациенты в соответствии со своими способностями помогали вести хозяйство, работали в поле, ухаживали за животными, готовили, шили, убирали и занимались многими другими полезными вещами. Некоторые прошли специальную подготовку и получили профессиональные навыки – работали столярами, чинили обувь, занимались металлообработкой и многими другими вещами.
Доктор Литтл и его сотрудники проводили исследования причин умственной отсталости и предлагали курсы врачам, приезжающим со всех концов США и из Европы. На пике своего развития в деревне работало около 10 000 местных жителей. Это был лучший объект такого рода во всей стране, но он, к сожалению, стал жертвой собственного успеха.
В 1935 году Лечворт-Виллидж достигла максимальной вместимости в 3000 человек, при этом поток новых пациентов не уменьшился. Больных переводили из других психиатрических клиник, таких, как например, нью-йоркская больница Бельвью, которая к тому моменту и сама была уже была давно переполнена. В результате количество пациентов ежегодно росло, но финансирование оставалось на прежнем уровне. Это-то и стало настоящей проблемой.
К концу 1960-х годов в клинике находилось уже более 5000 пациентов. Из-за перенаселенности пациенты вынуждены были жить в тесных палатах по 70 человек в одной комнате. Посетители отмечали, что дети содержавшиеся в клинике недоедали и выглядели больными. В отчетах было указано, что в Лечворте не хватает еды, воды и многих других необходимых для нормальной жизни пациентов вещей. Помимо этого дети постоянно становились объектами испытаний, жестокого отношения и пренебрежения со стороны персонала.
К примеру, в феврале 1950 года доктор Хилари Копровски ввел разработанную им вакцину от полиомиелита 20 малолетним резидентам Лечворта. Вначале он опробовал вакцину на себе, а потом ему понадобились другие пациенты для продолжения исследования. Люди содержавшиеся в психиатрических клиниках в то время были практически бесправны и служили отличным материалом для подобных научных экспериментов. К счастью, ни у кого из детей не случилось побочных осложнений в результате испытаний этой прививки.
В 1972 году канал ABC News выпустил передачу-расследование “Уиллоубрук – Последний великий позор” в которой рассказал о том, как содержат пациентов в психиатрических клиниках штата Нью-Йорк. Журналист Джеральдо Ривера посетил крупнейший в стране интернат для умственно-отсталых детей Уиллоубрук в нью-йоркском районе Статен-Айленд и был в настоящем шоке от увиденного. Кадры снятые им внутри одного из корпусов невозможно смотреть без слез. Дети содержались в жутчайших условиях словно животные. Находясь в полной изоляции от общества они не имели даже какого-либо минимального надлежащего ухода. Все дни они проводили сидя в слабоосвещенных комнатах без общения, без учебных занятий и терапии и фактически были предоставлены сами себе. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Из-за бюджетных сокращений проводимых губернатором штата Нельсоном Рокфеллером сильно урезанный штат интерната физически не справлялся с огромным количеством пациентов. Не хватало времени даже на нормальное кормление детей, не говоря уже о чем-то более серьезном. Из-за отсутствия ухода многие дети проводили целые дни одежды и в собственных фекалиях. Единственным, что было одето на других была смирительная рубашка. Еще даже не успев стать взрослыми несчастные дети фактически просто доживали свою жизнь в окружении себе подобных, совершенно не представляя как выглядит мир за пределами их палаты. Увидев реальную картину Ривера включил в свое расследование и другие подобные учреждения, включая и Лечворт. К сожалению, картина там не сильно отличалась от увиденного Риверой в Уиллоубруке. Недостаточное финансирование и тут привело к дефициту персонала и тем же жутким условиям содержания несчастных больных детей, которых не могли даже нормально одеть и накормить.
Благодаря расследованию Риверы были вскрыты массовые факты халатности, злоупотреблений, ненадлежащего ухода, а также физического и сексуального насилия со стороны персонала по отношению к умственно отсталым пациентам. По результатам расследования был подан иск со стороны родителей содержавшихся в клиниках детей к губернатору штата Нельсону Рокфеллеру. Гласность, вызванная этим расследованием, стала основным фактором, способствовавшим принятию федерального закона “О гражданских правах институционализированных лиц” принятого в 1980 году и многочисленным реформам изменившим отношение к пациентам психиатрических клиник в США.
В это же время под влиянием общественного мнения в США начинается процесс деинституционализации – замены длительного пребывания в психиатрической клинике на внебольничную помощь с активным участием профильных специалистов, социальных работников и служб. Это позволило предотвратить развитие у пациентов госпитализма, защитить их права и убрать отрыв от общества и социальной жизни.
Процесс происходил в разных штатах по разному. Где-то, как в Калифорнии, уже в 50-60-х годах прошлого века начинают происходить активные процессы деинституционализации, а где-то, как в штате Нью-Йорк, все остается почти неизменным еще три десятка лет и только благодаря расследованиям и поднятой волне общественного недовольства, начинают проводить нужные реформы. Интересно, что на изменение общественного мнения повлияли не только острые репортажи, расследования и судебные тяжбы, но и кинофильмы. Одним из них стала знаменитая лента Милоша Формана “Пролетая над гнездом кукушки”, снятая в 1975 году.
Появление психотропных медицинских препаратов, бюджетные реформы, а главное, изменение ментальности общества по отношению к психически больным людям, привели к закрытию огромного числа психушек по всей стране. Для сравнения, в 1955 году в американских психиатрических клиниках содержалось 560 000 человек (это самое большое число пациентов за всю историю). К 1980 году их количество сократилось до 130 000. В том же 1955-м на 100 000 жителей США приходилось 340 коек в психиатрических госпиталях. В 2005 их осталось всего 17.
На сегодняшний день 90 процентов из тех, кто в середине прошлого века был бы помещен в психиатрическую больницу, в ней не находятся. В результате реформ многие пациенты, которых прежде ожидала бы пожизненная изоляция, успешно интегрировались в общество. Сокращение числа больных которым необходимо длительное пребывание в больничных стенах привело к тому, что большинство американских госпиталей старого типа было закрыто. Лечворт-Виллидж один из них.
К сожалению, у всего этого есть и обратная сторона. Многие из тех, кто имеет проблемы с психикой и раньше оказались бы в больнице, сегодня стали бездомными. Исследования показывают, что от 30 до 50 процентов людей живущих на улице имеют психические заболевания и расстройства. Все это в свою очередь привело к тому, что те из них, кто агрессивен, неуправляем и не подчиняется требованиям, зачастую оказываются в тюрьмах, так как содержание их там обходится дешевле содержания в психиатрических клиниках.
Несмотря на все существующие проблемы американское общество сделало гигантский шаг на пути гуманизации психиатрии и кардинально изменило свое отношение к людям с психическими заболеваниями. И случились эти изменения в первую очередь не благодаря властям (хотя и их участие было очень важным), а благодаря журналистам и поднятой ими волне общественного недовольства, последовавшей активной критике существующей системы, судебным искам, зародившимся антипсихиатрическим движениям и даже кинофильмам. Фактически благодаря тому, что общество перестало игнорировать и замалчивать проблему.
P.S. Из моей небольшой вылазки в заброшку получился приличный лонгрид, который сложно как-то нормально иллюстрировать в формате фейсбука. Я вставлю сюда несколько фоток из Лечворта, но если вам интересна тема и хочется погрузиться в атмосферу, то лучше посмотреть мое видео на ютубе – https://www.youtube.com/watch?v=Qap0JJaenpU
Шикарные фото. А гуманизация просто фантастическая – если некому за тебя платить – будешь на улице, как собака. Сдохнешь – всем плевать. Если будешь бросаться на людей – поселят в тюрьме. Куча народа поколениями живет на пособия, а на больных – денег нет.