Есть в местной русскоязычной эмигрантской среде такое интересное явление как дедовщина. То есть банальная попытка превосходства одних людей над другими. Отражение ментальности советского человека в изменившейся среде. Определяется это сроком пребывания в стране и тем жизненным опытом и знаниями, которые люди в ней приобрели. Понятно, что никакого превосходства нет, и все равны. Ну, приехал недавно. Ну, разберешься со временем. Делов-то. Главное, чтобы человек был с головой, и руки росли откуда надо.

samsebeskazal.livejournal.com-01526.jpg

Но нет. Обязательно найдутся многочисленные желающие, которые в обязательном порядке укажут вам ваше эмигрантское место. И если вы приехали недавно, то, как правило, оно будет сильно с краю. Другие, ничего не говоря, просто цинично попытаются поиметь вас в финансовом отношении. В любом случае, вы четко ощутите себя лицом второго сорта, которому надо еще заслужить право на успех, а также почет и уважение поживших здесь товарищей. Пару дней назад встретил знакомого, который, по случаю, рассказал: ему, свежеприбывшему, но уже имевшему наглость интересоваться вопросами недвижимости, дословно рекомендовали “поесть дерьмеца для начала, как все, а потом уж думать о покупке дома”. А когда он обнаглел настолько, что за 10 месяцев овладел разговорным английским и устроился работать в крупную государственную компанию, тут уж возмущению добрых друзей и родственников не было предела. Как же так, не только грузчиком – хоуматтендом даже не поработал! А мы в своё время через такое прошли: и полы-то мыли, и чем попало питались, ну где справедливость?

К сожалению, в той или иной степени подобное явление поражает большинство людей, приехавших с просторов бывшего СССР. И чем больше лет они здесь живут, тем выше задран их нос по отношению к недавно прибывшим. Это характерно для русскоязычных жителей Нью-Йорка вообще, и Бруклина в особенности. За пределами больших городов градус напряжения спадает, и народ становится как-то поспокойнее. Хотя и там бывают исключения. Интересно, что в отличие от русских, американцы относятся к “ньюкамерсам” довольно дружелюбно – поддерживают, ободряют и даже хвалят косноязычный английский, типа: “Вау, вы только год в стране? Не верю! Вы хорошо говорите!” Хотя понятно, что за этим частенько скрывается обычная вежливость.

Удивительно, но когда пообщаешься со многими бывшими соотечественниками, то понимаешь, что по сути, как это ни странно, они желают тебе только зла. Мотивация проста: я мучался, когда приехал, а теперь и ты помучайся. Формулировка может быть совершенно разной: от вежливого, но настойчивого “молодой человек, вы ничего не знаете и послушайте, что я вам скажу”, до грубого и прямолинейного “тут все через говно проходят, а ты как хочешь, самый умный что ли?”  Вам обязательно, в форме, не предполагающей возражений, скажут, как вам надо жить, что делать и куда идти. Дадут оценку вашему положению, образу мышления и перспективам на будущее. Любое отклонение от их представлений будет восприниматься, как попытка бунта. Любое незнание вопроса или ошибка, будет поводом ткнуть вас лицом, как глупого котенка. Ведь они в Америчке уже 25 лет, а вы только год, как с Рашки приехали (в равной степени терпеть не могу оба словечка). Вы обязательно узнаете о всех их достижениях (особенно финансовых), наградах и регалиях, а ваши не будут значить ровным счетом ничего. “Забудь все, что было до этого”, – скажут они. – В Америке все по-другому. Слушай, пока тебя учат бесплатно”. В худшем случае их риторика будет откровенно хамской, в лучшем высокомерно-снисходительной. По поводу “бесплатно”, кстати, не шутка.  Обратившись за советом к соотечественнику, можно услышать: “Ты что, родной, я “за зиро” не работаю. Я тут вона сколько горбатился, а ты хочешь все и сразу. Заплати мне, и тогда поговорим”. Вот так. В лоб. даже без попыток соблюсти хотя бы видимость приличия.

samsebeskazal.livejournal.com-01002.jpg

Очень редко кто-то скажет: не делай так, ибо я в это вляпался, но другому не пожелаю. Не повторяй моих ошибок. Еще реже кто-то просто промолчит и не начнет учить тебя жизни. Не так делаешь, не то пишешь, не те слова выбираешь, не туда смотришь и т.д. Комментарии многих местных старожил в интернете и вовсе можно свести к одной фразе – “вы все дураки и не лечитесь, а я вся в белом стою красивая”.

Та же ситуация будет при поиске и устройстве на работу. Как недавноприехавшему, русскоязычные “бизнесмены” всегда будут предлагать вам только худшие позиции и минимальную оплату, прекрасно понимая, что особенного выбора у вас нет. И не важно, что у вас был опыт там. В Америке он не считается. Здесь все с нуля, даже если вы специалист в своем деле. Поработай-ка бесплатно недельку или две, а мы назовем это учебой. Когда вы наберете свой багаж знаний и поймете, что вас в общем-то дурили, и в других местах за тоже самое платят больше, не обманывают и не заставляют делать того, что вы не должны, то вы, естественно, уволитесь, а на ваше место найдется следующий новичок, и шестеренки системы продолжат свое движение. Создавать дружный сплоченный коллектив у местных не в моде. Двигателем их прогресса и источником заработка является эксплуатация себе подобных, но пока еще зеленых и неопытных. Пообещать и не выполнить, уволить и не заплатить – это все рядовые будни местного бизнеса. Вам что-то не нравится – никто не держит, завтра на ваше место придет новый искатель американского счастья.

Как вы понимаете, в такой среде не может вырасти ничего похожего на поддержку и взаимовыручку. Кто-то набирается опыта и становится таким же эксплуататором. Кто-то сбегает от этого и растворяется в американцах, стараясь пересекаться с русскоговорящими как можно меньше. Чем быстрее вы понимаете местные реалии и правила игры, тем быстрее приходите к осознанию того, что от всего этого надо держаться подальше. И тем быстрее вы вольетесь в американское общество или найдете собственную независимую ни от кого нишу.

Считаю нужным дополнить, что меня все это коснулось в минимальном объеме. В том числе и потому, что я сам себе режиссер. Еще, к счастью, мне попадаются в большинстве своем культурные, порядочные и воспитанные люди, с которыми легко идти по жизни рядом. Моей супруге вот повезло меньше.

Возможно, что в своем тексте я что-то излишне обобщил и гипертрофировал, но суть взаимоотношений между “дедушками” и “салагами” от этого не сильно изменится.

В качестве итога. Интересно получается: люди приезжают в высоко цивилизованную (с их точки зрения) страну, много лет живут в как бы нормальном обществе, восторгаются чистыми улицами, свободами и возможностями (даже пытаются отстаивать их в интернете), но при это остаются такими же, какими уезжали из своих квартир и коммуналок 25 лет назад. С теми же комплексами и заворотами по отношению к стоящим, как они считают, по уровню ниже их.