Прогуливаясь по красивому старинному кладбищу Woodlawn, что находится в Бронксе, я наткнулся на большой пантеон построенный в римском стиле, и одиноко стоящего посреди самого большого участка земли на кладбище. Никаких надписей на нем не было. Кто там похоронен, или кому он принадлежит было совершенно непонятно. В 19-м веке подобные мавзолеи и участки на кладбище стоили целого состояния, и их всегда возводили только с одной целью – оставить последний след после своей смерти, и попытаться выделится среди прочих даже на кладбище. А тут никакого намека. Ни инициалов. Ни родового герба. Ни одного символа или аллегории. В общем одни загадки. Кто этот богатый человек, который мог позволить себе столь дорогой мавзолей, но не захотел увековечить свое имя на нем? И почему так произошло?


Джей Гулд, сын небогатого фермера, покинул родительский дом с $5 в кармане в 1852 году, когда ему не было и шестнадцати. За 40 лет он стал одним из самых влиятельных людей в Америке. Слабый здоровьем, но обладавший мощным стратегическим интеллектом бизнесмен выстроил огромную империю, в год его смерти — 1892-й — включавшую в себя каждую девятую милю американских железных дорог, а также телеграфную монополию Western Union.

Гулд умер едва ли не самым одиозным человеком Америки. Карикатуристы любили изображать его чертом, финансовые репортеры и брокеры называли Мефистофелем Уолл-стрит. И все из-за двух историй, прославивших Гулда в самом начале его карьеры. Ни в одном, ни в другом случае он не заработал больших денег, а может, даже проиграл. Но ему не простили методов, которыми он добивался цели.

Гулд вошел в историю своими беспринципными методами достижения прибыли. Тем, что первым в истории пытался обрушить американский доллар и спровоцировал кризис. Миллионными взятками которыми он подкупал чиновников, и фразой – “Я могу нанять половину рабочего класса, для того чтобы убить вторую половину”.

Подробнее о Гулде можно почитать в статье журнала Форбс с говорящим названием Джей – потрошитель. Еще одна статья про него.

Я же расскажу про мавзолей.

К концу жизни путем рисковых и разорительных для многих финансовых операций, Гулд нажил огромное состояние, но за это ему пришлось расплачиваться постоянной угрозой жизни и ненавистью со стороны окружающих. Своими делами он навредил такому количеству людей, что его стали называть “Самый ненавистный человек в Америке”. Он получал огромное количество писем с угрозами, как со стороны разоренных им и доведенных до отчаянья людей, так и со стороны анархистов. Для последних он являлся олицетворением вселенского зла, от которого, чего бы это ни стоило, необходимо избавится. Его все время преследовали подозрительные люди, которые пытались вымогать у него деньги. На него и членов его семьи было совершено несколько покушений. Два раза его пытались взорвать. Передвигался по стране он только в сопровождении дюжины сотрудников охранной компании Пинкертона. Занимаясь постоянным инспектирование собственного хозяйства он очень много путешествовал по железной дороге. Перемещался в построенном на заказ вагоне “Атланта” в сопровождении охраны. Впереди него всегда следовало несколько тайных агентов, которые изучали местность и подготавливали его визит.

Вторым его с страхом, была боязнь похищение его тела после смерти. Тогда практиковался такой способ заработка – тела богатых граждан похищали с целью выкупа. После получения выкупа тело возвращали родственникам. В суммах выкупа похитители тел не стеснялись и за покойника просили как за живого. При гораздо меньших рисках, прибыль была почти та же. Похищение тел было настолько распространено, что в какой-то момент на кладбищах вместо могил с надгробиями стали строить массивные гробницы с толстыми стенами, похитить тело из которых было сложнее. А боятся было чего. К примеру, в 1876 году, на третий день после похорон, прямо из склепа в церкви Св. Марка на Манхеттене было похищено тело Александра Тюрнера, одного из богатейших жителей Нью-Йорка. Боясь похитителей тел, Гулд и здесь обошел других в своей паранойе.

В 1881 году Гулду 45 лет. Он покупает большой участок на кладбище Woodlawn, и заказывает строительство массивного мавзолея. Собственно в этом ничего необычного нет, для той эпохи это было вполне нормальным явлением. Гробницы и мавзолеи богатые люди строили себе еще при жизни, придирчиво выбирая лучших архитекторов и дорогие отделочные материалы. Потом их показывали друзьям, и даже устраивали рядом с ними семейные пикники. К смерти тогда относились несколько по другому. Дизайн мавзолея Гулда повторяет Мезон Карре (Maison Carrée) в Ниме, наиболее сохранившийся древнеримский храм на территории Франции. Весь мавзолей был построен из гранита и возведен на бетонном фундаменте глубиной 2,5 метра. Пол сделан из двух толстых гранитных плит весом по 6 тонн каждая. На входе установили массивные бронзовые двери с хитрым замком. Вес сооружения получился почти в 300 тонн, а конструкция должна была выдержать пушечный выстрел или подрыв динамитных шашек. Внутри оборудована электрическая сигнализация особой конструкции. В случае если удасться прорваться внутрь, то пока будут вскрывать гроб, сигнал по подземным проводам поступит в здание охраны, стоящее далеко у ворот на кладбище. Услышав сигнал там сразу же вызовут полицию. Сигнализацию установили, и Гулд собственноручно проверил ее несколько раз. На мавзолй не было нанесено никаких имен, чтобы не привлекать лишнего внимания к его владельцу. Строительство мавзолея было закончено в декабре 1883 года, и обошлось вместе с участком почти в 150 000 долларов. В сегодняшних деньгах это около 4-5 млн. долларов.

В 1892 году, в возрасте 57 лет, Гулд умирает, но не от пули убийцы или от взрыва динамита, а от туберкулеза. У него была настолько плохая репутация, что акции всех его компаний выросли в цене на следующий же день после его смерти.

Точное состояние Гулда осталось никому не известным. Официально объявили о 72 миллионах долларов. Подозревают, что было сильно больше 100 миллионов. Накануне своей смерти он являлся президентом и владельцем железных дорожных компаний: Missouri Pacific, Manhattan Elevated, Texas Pacific, St. Louis and Iron Mountain, International and Great Northern railroads. Являлся руководителем: Richmond Terminal, Western Union и Union Pacific. И был крупнейшим совладельцем компании Western Union.

Через несколько дней тело Гулда грузят в катафалк и везут на кладбище в сопровождении родственников и охраны. У дома полиция оттесняет гудящую толпу. Из нее то и дело слышны ругательства и проклятья.

По дороге на кладбище случается взрыв заложенных динамитных шашек. Даже на мертвого Гулда пытаются совершить покушение. К счастью, взрыв произошел слишком рано и никто не пострадал. На самих похоронах присутствуют только родственники, полиция, охрана и пятеро гостей. Тело помещают в цинковый ящик который запаивают свинцом. Ящик кладут в дубовый гроб, который ставят в нишу внутри мавзолея. Двери закрывают и тоже запаивают.

У дверей выставляют круглосуточную охрану из двух сотрудников агентства Пинкертона. Охрану с могилы снимут только через 10 лет.

А сейчас, глядя на этот безмятежный газон и не подумаешь, какие страсти тут кипели когда-то.

Про старинное кладбище, мавзолеи и все такое, можно почитать в моих двух постах о Бруклинском кладбище Грин-вуд.