В Нью-Йорке, помимо знаменитого Централ-парка, есть еще большое количество менее известных, но от этого не менее замечательных городских парков с богатой историей, и со своей уникальной атмосферой. Вчера я решил написать пост про один из таких парков – Брайант-парк. Но тема оказалась настолько интересной, что на я уже второй вечер подряд занимаюсь этим парком, а остановится все никак не могу.

Сегодня я расскажу про историю этого места и самого парка. А завтра про то, как он выглядит сегодня. Почему он является одним из самых необычных парков в Нью-Йорке. И как он смог изменится сам и изменить весь город.


Часть 1. История.

Эта территория получила статус общественного места не предназначенного для городской застройки еще во времена английского колониального правление, когда само место было глушью, а вокруг рос лес. Казалось бы, судьба уготовила этому клочку земли судьбу парка с самого начала, однако перед тем, как стать парком, этому участку было суждено стать городским кладбищем для бедных.
  С 1823 по 1840 здесь хоронили преступников, бездомных и тех, кто не не имел родственников и за чьи похороны некому было заплатить. Хоронили рядами в общих безымянных могилах. Во второй половине 19-го века, из-за частых эпидемий, власти запретили любые захоронения в городской черте, а существующие начали переносить за пределы города. Все могилы бедняков перенесли на остров Вардс.

Городское кладбище для бедных на острове Вардс.

Первый парк на этом месте открылся в 1847 году под названием Резервуар-сквер. Название дали из-за огромного искусственного водохранилища под названием "Кротонский резервуар", построенного прямо по соседству. Резервуар был огромным каменным сооружением построенным из гранита, конструктивно похожим на бассейн, а внешне напоминавший крепость. Он был одним из конечных сооружений в огромной системе снабжавшей город питьевой водой до конца 19-го века. Кротонская система начиналась далеко в Кэтскилских горах, и при помощи сложной системы дамб, акведуков и подземных тоннелей вода поставлялась в город.

1890 год.

Самым старым мостом в Нью-Йорке соединившим берег Манхеттена, и сохранившимся до наших дней, является не Бруклинский, а мост Хай-бридж перекинутый через Гарлем-ривер. Он был пешеходным мостом совмещенным с акведуком, и являлся частью Кротонской системы. Именно по нему вода поступала на Манхеттен, а дальше в Кротонский резервуар. Хай-бридж сохранился до наших дней, но сейчас никак не используется.

Так случилось, что именно сегодня я сфотографировал Хай-Бридж из окна машины. Центральный стальной пролет появился в 1928 году для удобства судоходства. До этого мост был целиком каменным и выглядел вот так.

В 1853 году в парке была устроена Всемирная индустриальная выставка, а для ее проведения был построен "Кристальный дворец", огромное сооружение из железа и стекла, по конструкции похожее на дебаркадер, которые строили на старых железнодорожных вокзалах. Выставка была устроена по подобию лондонской выставки 1851 года. Идея строительства дворца была заимствована так же из Лондона.

Именно на этой выставке Элиша Отис демонстрировал свое изобретение – безопасный лифт, которое вскоре произведет революцию в строительстве и позволит строить высотные дома. Демонстрировал он его оригинальным образом. Сам Отис стоял на платформе подъемника, а его ассистент рубил удерживающий канат. Платформа вместе со стоящим Отисом оставалась на месте и не падала благодаря специальным уловителям.

У публики выставка имела огромный успех и стала главным городским аттракционом, но в финансовом плане это был полный провал. Выставка проработала до ноября 1854 года приняв 1,1 миллион посетителей и разорив устроителей.

Сам дворец рекламировался как абсолютно пожаробезопасное здание которое не может сгореть. Но как это обычно бывает в истории – непотопляемые корабли тонут, а несгораемые здания прекрасно горят. Cгорел и "Кристальный дворец". В 1858 году он исчез в клубах дыма и языках пламени вместе со всем содержимым. Причем сгорел на удивление быстро. Близость огромного резервуара с водой по соседству ему никак не помогла.

В 1884 году парк переименовали в честь американского журналиста, общественного деятеля, поэта и главного редактора газеты "Нью-Йорк Ивнинг Пост" – Уильяма Брайанта. Брайант, кстати, был одним из главных инициаторов создания Централ-парка и Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

В 1889 году "Кротонский резервуар" снесли, а на его месте начали строительство новой Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Строительство библиотеки. 1903 год.

1911 год.

1930 год. Здесь видно, что изначально фонтан стоял у здания библиотеки.

В 1933-1934 годах парк был реконструирован в рамках "Проекта общественных работ" во время Великой депрессии, под руководством Роберта Мозеса. Руководителя парковой службы Нью-Йорка в то время.

1934 год. А тут фонтан уже перенесли к 6-й авеню. Сам фонтан является первым в Нью-Йорке городским памятником посвященным женщине.

Парк был переделан под классическую схему с большим центральным газоном, обрамляющими его пешеходными дорожками и аллеями, каменными балюстрадами, большим фонтаном, и изящным кованным забором, отделявшим парк от соседних улиц.

Парк после реконструкции. 1937 год.

В 70-х и начале 80-х, Брайант-парк, как и весь город, пережил далеко не лучшие свои времена, и стал местом где собирались криминальные личности, проститутки и наркоторговцы. На лавках спали бездомные. Изящная ограда была поломана, газон вытоптан и загажен. Дорожки и фонари разбиты. Фонтан не работал а все вокруг были испещрено граффити. В парке регулярно грабили прохожих. Периодически случались убийства.

1983 год.

Обычные горожане старались обходить это место стороной, а сам парк получил прозвище "Needle Park" (needle – игла), за круглосуточную торговлю и употребление наркотиков на его территории. Правда в этом отношении Брайант-парк не был одинок, такое прозвище получили многие парки и площади в Нью-Йорке 70-х.

1984 год.

И все это происходило благодаря "удачному" ландшафтному дизайну парка и закрытости его от городских улиц. В стенах и балюстрадах делали закладки наркоторговцы, а высокий уровень парка над улицами, ограда и кусты скрывали любую деятельность на его территории от посторонних глаз. Кое-кто даже заметил на этот счет – "Это невероятно, но похоже парк просто идеально предназначен для наркоторговли." Дошло до того, что на страницах газет появились призывы закрыть парк.

Продолжение.