Кладбищенские истории: Андре Фридман/Роберт Капа.
Андре Фридман, ставший известным всему миру как Роберт Капа, родился 22 октября 1913 года в еврейской семье в Будапеште. Будучи еще подростком Андре подвергся политическому преследованию из-за своих симпатий к коммунистам и вынужден был уехать сначала в Вену, потом в Прагу и, наконец, поселиться в Берлине, где он поступил в Берлинский университет и устроился ассистентом в фотолабораторию агентства Dephot. В это время к власти в Германии приходят нацисты, которые вводят запрет на посещение университета евреями и Андре снова вынужден переехать. На этот раз он выбирает Париж. Там Фридман знакомится с еврейской беженкой Гердой Таро, близкой ему по многим вещам, включая любовь к фотографии. Молодые люди влюбляются друг в друга, вместе изучают фотоискусство и придумывают несуществующего американского журналиста “Роберта Капу” под чьим именем продают свои работы. Причиной является их еврейское происхождение и атмосфера нетерпимости творившаяся тогда в Европе, а также попытка заработать больше денег, продавая свои работы на щедрый американский рынок. Маркетинговый ход с выдуманным именем становится настолько удачным, что оно остается за Фридманом на всю жизнь и даже будет выбито на его могильном камне.
“Капа” (произносится как “цапа”) это акула по-венгерски – именно такое прозвище получил Фридман во время своего детства в Будапеште. Первой официально опубликованной работой американской акулы-Капы стала фотография с выступлением Льва Троцкого сделанная Андре Фридманом в Копенгагене.
В 1936 году Капа с Таро едут в Испанию, где снимают начавшуюся Гражданскую войну и Капа делает один из самых знаменитых своих снимков сраженного пулей солдата. Там же в Испании он знакомится с Хемингуэем. Там же трагически гибнет Герда Таро.
В 1940 году Капа переезжает жить в США и становится одним из самых известных фронтовых фотожурналистов в мире. Он освещает события в Германии, Франции, Китае, Северной Африке и Италии.
В 1944 году в качестве внештатного сотрудника журнала Life Капа снимает высадку союзных войск в Нормандии. 6 июня 1944 года в 6.30 утра вместе с одной из первых партий американских солдат он высаживается на Омаха-бич и снимает пока не заканчивается пленка в двух его камерах. К сожалению, в результате ошибки допущенной при проявке из 106 отснятых кадров сохранилось лишь одиннадцать. Но эти 11 кадров стали знаменитыми на весь мир и даже получили название “The Magnificent Eleven” (Великолепные одиннадцать). Атмосферу того момента очень хорошо, на мой взгляд, передал Стивен Спилберг в “Спасти рядового Райана”. Именно фотографии Капы были одной из тех вещей, что вдохновили режиссера снявшего невероятно драматичную и напряженную сцену высадки союзников в Нормандии.
История с потерянными кадрами Капы на Омаха-бич до сих пор будоражит умы и является предметом нескольких независимых расследований. Один из современных исследователей этой истории утверждает, что Капа высадился с последней партией, когда все почти закончилось, сделал несколько снимков и быстренько свалил обратно в Англию. А все остальное было придумано и поддерживалось его биографом а также его братом для героизации образа фотожурналиста. Так это или нет я сказать не возьмусь, но выдуманный с самого начала образ американского фотографа и довольно странная история с проявкой пленок действительно дают почву для разного рода домыслов. Было ли это или нет на самом деле не суть важно. Капа вошел бы в историю фотографии и без снимков из Нормандии.
В 1947 году Капа вместе с Джоном Стейнбеком едет в СССР где в течении нескольких месяцев документирует советскую жизнь. Его снимки становятся иллюстрацией книги Стейнбека “Русский дневник”.
В 1948 и 1950 годах много путешествует по Израилю и снимает зарождение и становление молодого еврейского государства.
В 1951 году Роберт Капа вместе с Анри Картье-Брессоном и несколькими другими фотографами становится одним из основателей знаменитого фотоагентства Магнум.
Дав обещание никогда больше не снимать воин он сам же его нарушает и едет фотокорреспондентом во Вьетнам, где снимает Индокитайскую войну. 25 мая 1954 года Капа ищет ракурс чтобы снять очередной кадр и погибает наступив на пехотную мину.
Человек родившийся в еврейской семье в Будапеште, проживший почти всю жизнь под другим именем, прошедший пять воин и погибший во Вьетнаме, совершенно неожиданным образом похоронен на маленьком квакерском кладбище Амавок-Хилл в штате Нью-Йорк. Это случилось благодаря редактору Life, а потом Магнума Джону Моррису, который решил, что погребение Капы среди квакеров, которые известны своим пацифизмом и категорически не приемлют никакого насилия, будет логичным завершением жизненной истории фотографа, который проповедовал мир показывая людям все ужасы войны. Члены квакерской общины управляющие кладбищем рассмотрели заявку Морриса и дали добро на захоронение. Рядом с Капой покоятся его мать и брат, который также был фотографом-документалистом и основал Международный центр фотографии в Нью-Йорке.
Видно, что на могилу иногда приезжают люди. Кто-то положил камень, кто-то камеру, а кто-то даже распил с Капой небольшую бутылочку бренди. Кладбище маленькое, но очень аккуратное и ухоженное, а рядом с могилой известного на весь мир фотографа установлена информационная табличка рассказывающая его историю.
Фотографии Роберта Капы на сайте агентства Магнум – https://www.magnumphotos.com/photographer/robert-capa/
Спасибо, очень интересные фото по ссылке.
Но они очень политизированные, а Вы, Денис, избегаете острые темы.
На видео фестиваля паровых тракторов ни одного человека в маске (и ни одного афроамериканца), амиши не признают вакцинации без которой сейчас всех увольняют, все это очень бросается в глаза, но Вы предпочитаете этого не замечать.
Поэтому Ваши фото другие чем у Капы – у него главные темы дня, а у Вас остатки спокойной жизни прошлого.
Это Ваш осознанный выбор?
Денис, расскажите про Арлингтон – сейчас там золотая осень, самое красивое время.