Первый суперхайвей в Америке.
Исторически Пенсильвании никогда не была местом, которое можно было бы назвать легким для путешествий. Горная пересеченная местность не способствовала ни обустройству каналов, ни прокладке железнодорожных линий, ни строительству широких автомобильных магистралей. Первые автомобильные дороги проложенные в начале 20-го века по бесконечные хребтам Аллегенских гор изобиловали крутыми спусками, подъемами и опасными поворотами, а еще совсем робкий по тем временам поток машин вечно спотыкался о медленно ползущий в гору грузовик. Аварийность из-за резких поворотов и крутых спусков была высокой, а на тоже расстояние, что сегодня вы с легкостью преодолеваете за несколько часов, уходил почти целый день утомительной езды. В 30-х годах прошлого века, в самый разгар Великой депрессии, на свет появился проект по использованию заброшенных туннелей Южно-Пенсильванской железной дороги для прокладки новой современной автомобильной магистрали. Так на свет появился 4-х полосный бетонный хайвей Пенсильвания-Тернпайк, который стал первым американским суперхайвеем и образцом для будущей сети скоростных автодорог. Спустя пару десятилетий они плотной сетью опутают всю страну, навсегда изменят способ передвижения американцев и сделают Америку главной автомобильной державой в мире.
Для финансирования будущей дороги, ее строительства и последующего управления властями штата была учреждена специальная организация “Пенсильвания-Тернпайк-Комишн”. Предполагалось, что когда дорога себя окупит, комиссия будет расформирована, а магистраль станет бесплатной и перейдет в ведение дорожного департамента. Этого не случилось.
Работы по строительству начались 26 октября 1938 года. В течении следующих двух лет будущий хайвей в буквальном смысле прогрызал себе дорогу через Аллеганские горы. Был проложен один новый туннель и расширено 7 старых железнодорожных, построенных еще в 1880-х годах. Строители уложили 160 миль идеально ровного бетонного покрытия, обустроили стоянки и заправочные станции. Многие проблемы, в том числе и землеотвод, решались прямо по ходу строительства. Специальные уполномоченные выезжали прямо к фермерам, где вели переговоры о выкупе земель. Если фермерская земля разрезалась будущей магистралью на две части, то комиссия принимала решение о строительстве в этом месте путепровода который соединит разделенные участки.
Менее чем за 24 месяца все работы были закончены. Никакого официального открытия первого в стране суперхайвея не случилось. Комиссия в рабочем порядке объявила, что ровно в полночь 1 октября 1940 года новая дорога между городками Ирвин и Карлайл (это пригороды Питтсбурга и Харрисбурга) будет открыта для движения транспорта. Автомобилисты начали выстраиваться в очередь за 24 часа до открытия, чтобы первыми проехать по новой автомагистрали.
Дорога не была первым хайвеем в США, но в отличии от уже существовавших автомобильных дорог она полностью соответствовала новым строгим инженерным стандартам на всем своем протяжении, была построена в сложной пересеченной местности всего за 24 месяца и открыта вся целиком сразу. Все усилия инженеров-проектировщиков были направлены на обеспечение единых и постоянных условий работы водителя, которые сделают будущую трассу безопасной и комфортной для движения. Это сейчас мы ездим по дорогам построенным по единому стандарту. В те же времена американский хайвей на своем протяжении мог сильно меняться в зависимости действовавших на момент строительства конкретного участка норм. Отличалась ширина полос, мог отсутствовать разделитель и обочины, отличались длины полос разгона и торможения, углы подъема и спуска, угол поворота дороги и многое другое. В результате чего водителю приходилось постоянно подстраиваться под постоянно меняющиеся дорожные условия.
Удивительно, но тогда многие считали, что проект будет провальным и дорога идущая через малонаселенную сельскую местность мало кому нужна. Это же добавило проблем при поиске источников финансирования. Инвесторы хорошо понимали, что такое железные дороги, но еще с опаской относились к любым большим проектам связанным с автотранспортом. На стадии проектирования предполагалось, что нагрузка на новый хайвей составит около 1,3 млн. автомобилей ежегодно, но уже в первые годы реальный поток машин превысил прогноз почти в два раза и с каждым годом он только увеличивался. За первый год эксплуатации дороги сборы за проезд превысили сумму необходимую для обслуживания и выплат по облигациям. То есть новая дорога была не только современной и удобной, но еще и прибыльной, хотя на это никто особенно не рассчитывал. Количество машин резко сократилось во время Второй мировой войны, когда было полностью остановлено производство гражданских легковых автомобилей и введено множество ограничения, в том числе на покупку топлива и шин. Как только война закончилась, автомобили вернулись на дороги и их поток вновь начал расти в геометрической прогрессии.
Помимо того, что Пенсильвания-Тернпайк стал удобным средством для того чтобы добраться от одного населенного пункта до другого он и сам стал пунктом назначения. Автомобилисты со всех уголков США страны ехали в южную Пенсильванию, чтобы прокатиться по самой современной дороге в стране и ее семи туннелям, которые стали настоящей туристической достопримечательностью. На заправочных станциях продавались многочисленные сувениры с их изображением, а водители специально останавливались чтобы сделать фото на фоне пунктов оплаты и у въезда в туннель. Сейчас уже, наверное, невозможно представить, чтобы такой рядовой объект транспортной инфраструктуры как автомобильный хайвей привлекал к себе столько внимания.
Все начало меняться в 50-е. В 1951 году в Нью-Джерси было открыто новое ультрасовременное шоссе ”Нью-Джерси-тернпайк” с металлическим разделителем, шестиполосными участками, большими сервис-зонами и современными путепроводами. По сравнению с ним автомагистраль Пенсильвания-Тернпайк выглядела как что-то устаревшее из довоенного прошлого. Все стало больше и быстрее. Увеличилось количество машин, их размер и скорость движения, на смену архаичным заправкам на обочине пришли большие сервисные зоны, а вместо придорожных ресторанов “Говард-Джонсон” набирал популярность фастфуд. Кроме того, магистраль стала жертвой собственного успеха. Постоянно увеличивающийся поток машин привел к возникновению многокилометровых пробок, а туннели, которые много лет восхищали автомобилистов, теперь стали причиной их гнева – четырехполосная дорога проходила через двухполосные туннели, что приводило к постоянным пробкам. Особенно тяжело приходилось в выходные дни. Часть проблемы была решена за счет строительства дополнительных туннелей, а часть дороги пришлось прокладывать заново в обход сложных участков, где строительство туннелей-дублеров было признано нецелесообразным. Три старых туннеля Сайдлинг-Хилл, Рэйс-Хилл и Лорел-Хилл, а также участок дорожного полотна протяженностью 13 миль были в 1968 году выведены из эксплуатации и вскоре заброшены.
Сегодня этот участок первого американского суперхайвея стал местом притягивающим любителей заброшенных мест и велосипедистов, которые любят его за ровный асфальт слившийся с окружающим старую дорогу лесом и неповторимую атмосферу. Именно там можно себе представить, что случится с нашей планетой, если с нее навсегда исчезнут люди, и как оставшиеся после них масштабные рукотворные проекты будут со временем полностью поглощены дикой природой.
Участок служил местом где хранили свое имущество и тренировались военные. В 2001 году заброшенную часть дороги за символический 1 доллар продали некоммерческой природоохранной организации Southern Alleghenies Conservancy для развития велосипедного туризма. Они собирались привести дорогу в порядок, убрать мусор внутри технических помещений и установить систему освещения в туннелях, но пока работы еще не начались. Попасть на территорию можно, но на входе висит табличка сообщающая, что вы находитесь там исключительно на свой страх и риск.
Выведенный из эксплуатации участок Пенсильванского-Тернпайка, наверное, одно из самых атмосферных заброшенных мест, что я посещал. Со стороны может показаться, что там немного скучно, но попробуйте пройти туннель в одиночестве и без источника света в руках и я обещаю, что вы получите массу впечатлений. Только ради одного этого туда стоит съездить.
Мое видео об этом уникальном кусочке американской автомобильной истории. Рассказ о том, как строили хайвей, о том, почему забросили железнодорожные туннели, строительство которых стоило Уильяму Генри Вандербильту целое состояние, и о том, как там все выглядит сегодня – https://youtu.be/PhOG2suYdUs
1. Заброшенный хайвей в пенсильванских горах. Дивная, надо сказать, картина.
2. Входной портал в заброшенный туннель Сайдлинг-Хилл, который является самым протяженным из всех семи туннелей Пенсильвания-Тернпайк. Его длина составляет 2067 метров.
3. Общее состояние объекта реально удивляет. На участках дороги еще остался неплохой асфальт, виден разделитель, а в туннелях сохранилась разметка.
4. Выход из туннеля. Не думал, что обычная прогулка по заброшенному объекту может дать столько эмоций.
5. Люди в ожидании открытия новой дороги, 1940 год.
6. Дорога мечты, как ее тогда называли.
7. Открытка с изображением одного из туннелей.
8. Один из действующих туннелей сегодня.
Круто! Отличные дороги строили в США в прошлом.
Можем повторить.