Интересная документальная съемка Нью-Йорка 1929 года со звуком. Обычно тот период для нас черно-бел и молчалив, но тут появилась возможность не только посмотреть, но еще и послушать, как там все было. Все снято на одну из ранних моделей кинокамеры Movietone, которая могла писать звук. На кадрах хроники мы видим город еще полный беззаботности и надежд и не знающий, что в октябре его жизнь изменится навсегда. Очень любопытно посмотреть, насколько все стало другим с тех пор.

– На Пятой авеню так же много людей и машин, но движение еще двустороннее и ездят двухэтажные автобусы. Людей на улицах, как мне кажется, даже больше чем сейчас.

– Мост Куинсборо (тогда еще мост 59-й улицы) еще с вагонами метро на верхнем ярусе. На Манхэттене еще множество надземных линий метро, которые будут демонтированы.

– На улицах пелена смога из-за выхлопных газов автомобилей. Много гужевого транспорта. Есть трамваи, которые в Нью-Йорке будут полностью изничтожены.

– На дорогах отсутствует разметка и совершенно примитивные дорожные знаки. Много брусчатки. Движение совершенно хаотичное по сегодняшним меркам.

– Люди реагируют на камеру с большим интересом. Все улыбаются и чуть ли не каждый пытается влезть в кадр. Народ вообще любопытен и с удовольствием принимает участие во всяких мероприятиях. На видео показан визит премьер-министра Великобритании Джеймса Макдональда. Не могу себе представить, чтобы приезд какого-то иностранного политика собрал такие толпы. Разве что Папа Римский на такое способен.

– Практически нет чернокожих, но это и не удивитльно. Ведь в 1930 году они составляли всего 4.73% населения Нью-Йорка, проживали приемущественно в Гарлеме, а работали в промышленных зонах Манхэттена, Бруклина и Куинса. Им просто неоткуда было взяться в тех районах, что снимает камера.

– Все очень хорошо одеты. Дамы все роскошны, а мужчины стройны и стильны. Толстые люди редкое исключение. Практически все с покрытой головой и даже обычные грузчики и строители ходят в шляпах или кепках-восьмиклинках.

– Много рекламных вывесок. Даже больше, чем сегодня. Но, как мне кажется, все как-то более гармоничное и приятное глазу. Много неона.

– На стройке вся техника паровая. Со верхних этажей строящегося Крайслер-билдинг видны еще стоящие по соседству трущобы и висящее во дворах белье.

– Начиная с 6.48 в кадре район, где на каждой вывеске есть слово RADIO. Это так называемый Рэдио-роу – несколько кварталов в нижнем Вет-Сайде, где торговали радиоприемниками, радиостанциями, лампами, запчастями и прочей сопуткой. В те времена очень ходовым и дорогим товаром. Это был некий аналог радиорынка, но в городских условиях, когда много тематических магазинов было сосредоточенно в одном месте. Средина 20-х годов была веременем самого настоящего радио-бума. Первая коммерческая радиостанция KDKA начала свое вещание 2 ноября 1920 года в Питсбурге. Два года спустя в США работало уже более 500 радиостанций. Самый простой радиоприемник стоило тогда около 75 долларов (это чуть больше средней месячной зарплаты в то время), но заказные модели могли доходить в цене и до 500 долларов (чуть меньше средней стоимости нового автомобиля в то время). Объем продаж радиоприемников увеличился с 12 млн. долларов в 1921 году до 842 млн. в 1929-м (это более 12 млрд. долларов в деньгах 2017 года).

– На 10.19 здание Пенсильванского вокзала, который будет снесен в 1963 году, чем положит начало борьбе за сохранение архитектурного наследия города.

– На 13.17 красивые небоскребы Бененсон-билдинг (он же Сити-Инвестинг-билдинг) и Зингер-билдинг, которые будут снесены в 1968 году для строительства очередной безликой башни из стекла и стали.

В целом, уже тогда Нью-Йорк производил на всех неизгладимое впечатление своей динамикой и масштабами. Наверное, даже большее, чем сегодня. Хотя визуально это был совсем другой город, который очень сильно вырос и изменился за прошедшие годы.