На севере Манхеттена находится один из самых спорных жилых комплексов Нью-Йорка под названием “Бридж-апартментс”. Дело тут вовсе не в архитектурных решениях – внешне это четыре вполне заурядных высотных здания. Вся проблема заключается в его местоположении – он находится прямо над скоростной магистралью Трансманхеттен-экспрессуэй – одной из самых загруженных транспортом дорог не только в США, но и в мире. Огромная транспортная развязка связывающая мост Джорджа Вашингтона с Манхеттеном и Бронксом, четверть миллиона легковых и грузовых автомобилей проезжающих здесь ежедневно, постоянный шум, выхлопные газы, вибрация, и прямо над всем этим живет более 4 000 человек. Можно ли придумать более неудачное место для строительства жилья?

В 1962 году открылся новый 12-полосный участок дороги длинной 2,22 км, соединивший ставший в том же году двухярусным мост Джорджа Вашингтона с магистралью Кросс-Бронкс экспрессуэй. Этот небольшой участок был главным звеном в строящемся Робертом Мозесом новом транспортном коридоре, призванном отвести грузовой и транзитный транспорт от районов нижнего и среднего Манхеттена. Трансманхеттен-экспрессвэй включал в себя несколько новых развязок и стал одним из ключевых в транспортной инфраструктуре города. Так же это было одной из первых попыток в США использовать пространство над магистралью. На небольшом участке над дорогой был возведен новый автобусный вокзал и жилой комплекс состоящий из четырех 32-этажных зданий.

Это место на гуглокарте.

В 1960 году Управление порта Нью-Йорка и Нью-Джерси передало городу право на воздух над участком рядом с мостом Джорджа Вашингтона. Город продал его с аукциона за 1 миллион долларов компании Краттер корпорэйшен, которая решила осваивать участок в рамках программы Митчелл-Лама по строительству жилья для среднего класса. Строительство началось в 1961 году и это были одни из первых высотных зданий облицованных алюминием. Через три года в жилой комплекс начали вселяться первые счастливые обладатели новых квартир.

Комплекс должен был превратить депрессивный район населенный жителями с низким достатком в место привлекательное для представителей среднего класса, и стать первым положительным опытом в освоении пространства над скоростными магистралями. Тогда этот вопрос вовсю будоражил умы американских градостроителей, но все попытки реализовать подобный проект наталкивалось на одну и ту же проблему – высокий уровень загрязнения воздуха над дорогой. Для привлечения среднего класса использовали экономический механизм в виде субсидированных кредитов при покупке жилья в комплексе. Проблему загрязненного воздуха должны были решить при помощи архитекторов, проектировщиков и инженеров работавших над проектом. Для этого привлекли компанию Brown & Guenther, которая предложила построить четыре здания с системой центральной вентиляции и фасадами облицованными алюминиевыми панелями, для отторжения сажи и продуктов горения остающихся в выхлопных газах.

Четыре 240-квартирных здания называли не иначе чем “самой потрясающей возможностью для большой нью-йоркской семьи”, а жильцам обещали “самые роскошные условия за доступные деньги”. Четырехкомнатная квартира стоила 179 долларов в месяц включая все услуги. На нижних этажах были обустроены прачечные и подсобные помещения. Рядом станция метро. Внизу многоуровневая парковка для жильцов.

Но сказка не стала былью. Почти сразу же стало ясно, что ни уровень шума, ни чистота воздуха в помещениях не соответствуют нормам.

В 1967 году Роберт Кеннеди во время визита в жилой комплекс заявил, что “выбора места для строительства этих домов поверх одного из наиболее загруженного шоссе в Нью-Йорке, показывает полное пренебрежение к факторам окружающей среды со стороны планировщиков и властей города”. Еще через пять лет жильцы устроили забастовку из-за ухудшения условий проживания.

В 1987 году здания сменили владельца и окончательно растворились в окружающей среде. Перспективное жилье для среднего класса превратилось в очередной жилой комплекс для жителей района. А населен он в основном малообеспеченными выходцами из Доминиканской республики.

Реалии таковы, что система вентиляции не справляется и жильцам приходится держать окна открытыми, но ветер поднимает выхлопные газы вдоль фасадов до самых верхних этажей и они попадают в квартиру. При закрытых окнах в квартирах нечем дышать, и жильцам приходится устанавливать собственные оконные кондиционеры. Из-за выхлопных газов так же невозможно толком пользоваться балконами.

На нижних и средних этажах зданий невозможно разговаривать при открытых окнах не повышая при этом голос. Из-за высокой загруженности магистрали шум под окнами стоит круглосуточно.

Тяжелые грузовики создают вибрацию, которая ощущается внутри здания.

Многие квартиры подверглись незаконной перепланировке и превратились в аналог советских коммуналок, комнаты в которых снимают самые бедные жители района. Из большой комнаты делают две-три маленькие, даже умудряются уплотнять кухни.

Чтобы хоть как-то улучшить атмосферу, жильцы крайних квартир раскрашивают свои балконы в яркие цвета.

Холлы и коридоры зданий обветшали, и только дополняют картину полного уныния.

Зато тепрь никто не жалуется на выхлопные газы и уровень шума, не устраивает пикетов и не забрасывает жалобами городские власти.

К комплексу примыкает автобусный вокзал построенный в 1963 году, автором которого был “поэт железобетона”, итальянец Пьер Луиджи Нерви. Вокзал имеет оригинальную конструкцию и специальную систему вентиляции.

На двух уровнях расположены 24 автобусные платформы. Ежедневно им пользуются 17 000 пассажиров, приезжающих и уезжающих на 950 автобусах. В этом году автовокзал собираются реконструировать.

Видео проезда под домами (первая минута).

Скоро будет пост про расположенный прямо за ним мост Джорджа Вашингтона.

Ранее:
Самое высокое здание Бронкса
Филиал Российской Федерации в Бронксе
Суперпраджект